Суеверия и хозяйство

0

Иногда задумываешься, какая жизнь неординарная, сложная штука. Порой она ставит тебя в такие ситуации, что хочешь не хочешь, но приходится переступить через веками сложившиеся традиции, обряды, суеверия вопреки осуждению общества. В итоге цель будет выполнена, хоть и не без косых взглядов, а сделанное еще будет долго радовать человеческий глаз.

Жил в Советском Союзе неординарный человек по имени Дмитрий Иванович. Работал он бригадиром виноградной бригады, и на семейные дела ему оставались лишь выходные да праздники. Однажды на семейном совете решено было вместо старой развалюхи построить новый добротный дом, да не по старинке, а с комнатами, залом, верандой, баней, с водяным отоплением. С такой идеей в селе он был первопроходцем. В первый год подняли стены, крышу, установили окна и двери.

С наступлением следующей весны нанятые в городе мастера начали монтаж водяного отопления, а работали они только в выходные и праздники, и как назло, в последнюю субботу не успели закончить систему. Работы осталось на полдня. А это Пасха! Женщины запротестовали: «Как? Это грех. А что скажут люди?». Но объяснение мастеров, что если они уйдут в соседнее село, то на все лето, и вернутся к осени, возымело действие. К обеду все работы были закончены, система опробована, и не успели сесть за стол, как соседский мальчик прибежал с криком, что загорелся сарай у одного из соседних домов.

Так как они жили на краю села, и все соседи ушли в центр на праздник к близким, кроме этих людей тушить пожар было больше некому. Мужчины не могли допустить возгорания крыши дома, иначе болезненная, в годах, женщина с мальчиком 10-12 лет остались бы без пристанища, как называли тогда эти домишки в одну стену – комнатка да сени.

На этом «дружба» с работой в пасхальные дни у Дмитрия Ивановича не ограничилась. В следующем году в производственное задание бригады включили десять гектаров огурцов. Пришла пора сеять, а такой сеялки в колхозе не оказалось – одолжили в соседнем хозяйстве. Те дали только на воскресенье и с возвратом до вечера. А это опять же день Пасхи. Тракториста пришлось уговаривать выйти на работу, а сеялку заправлял сам Дмитрий Иванович. К вечеру управились.

И опять, как предвещали суеверы бригады, божьей кары не последовало, зато урожай получился отменным.

Не обошлось без смешного случая. Овощеводство в колхозе только набирало обороты, люди еще не имели понятия об определенных терминах, названиях. Однажды бригадир попросил полевого сторожа в течение дня собрать ему немного корнишонов, плантация была рядом. Днем он видел сторожа на плантации, но вечером огурцов так и не обнаружил, зато сторож был пьяным. Объяснений добиться от него было невозможно. Под кроватью бригадир таки нашел «корнишоны»: ящик с собранными крючками. Оказалось, сторож понятия не имел, что небольшие огурцы – это и есть корнишоны, и решил действовать на авось. Крючки, по его мнению, больше подходили под это слово. На следующий день Дмитрий Иванович сделал всей бригаде небольшой экскурс по теме овощеводства.

Пасха словно преследовала бригадира. На семейном совете решили построить теплицу для выращивания ранних овощей, что вскоре и сделали. Рассада огурцов уже перерастала, а теплицу не успели накрыть. Решено было сажать ее в предпасхальную субботу, погода изменений не предвещала. Но в воскресенье утром радио передало срочное сообщение, что надвигается холодный циклон, и в ночь с воскресенья на понедельник ожидаются заморозки. О празднике семья позабыла, и к вечеру все занимались только теплицей.

Я не вижу ничего удивительного в том, что человек, не будучи суеверным, больше доверяет научным разработкам, прогнозам и здравому смыслу. Наш герой редко болел, вырастил детей и прожил достойную жизнь, уйдя в иной мир в последнюю десятку века.

Случались и другие истории. Эту мне рассказал сосед Сережа. Было это после развала Союза, когда вдруг и он, и его жена потеряли работу. Жить как-то надо, и они занялись перекупкой. В период созревания персиков узнали об одном хозяине небольшого персикового сада и отправились к нему. Персики оказались спелыми. Сережа с женой предложили сразу приступить к уборке, на что получили категорический отказ – они-де верующие, а по субботам и воскресеньям грех работать. Никакие убеждения, что фрукты до понедельника могут прийти в негодность, не помогли.

В ночь с воскресенья на понедельник прошел сильный дождь с порывистым ветром. Когда ребята приехали в сад, то схватились за голову. Картина удручающая – весь урожай лежал на земле и составлял сплошное грязное месиво из перезрелых, лопнувших, запачканных персиков. Жена со слезами на глазах бросила: «Вот и отпраздновали». Хозяин сада процедил: «Бог дал, бог и взял», повернулся и ушел. Так бывает, что одни люди несут потери из-за недальновидных, замкнутых в скорлупе суеверия других людей, не желающих видеть ничего за забором своего безрассудства. Все дело в том, какими глазами смотреть на этот мир. Для одних картина процветающая, а для других – увядающая. Так они и живут бок о бок, одни – созидая, другие – завидуя.

Иван КИРЖОЙ, с. Малаешты, Григориопольский район.

Exit mobile version