Мне всегда хотелось жить в большой семье. Хотелось не так сильно в детстве, сколько позже. Казалось, что большая семья – это много радости в счастливые дни и огромная сила поддержки в сложные.
Сегодня, когда моя семья все так же невелика, но я уже не ребенок, мне нравится мечтать, какой она могла бы быть, моя большая семья, и как нам всем жилось бы в ней. Мне кажется, что жилось бы прекрасно. То ли потому, что это семья из моей мечты, а в мечтах все всегда идеально. То ли потому, что те большие семьи, что я вижу вокруг себя, замечательны.
Я люблю наблюдать за людьми. За семьями. В городе, на прогулке, в магазине, в очереди за кефиром, в общественном транспорте. Я сразу замечаю чуткие родственные связи. Особенно трогают отношения между младшим и старшим поколениями. Когда одни могут подсказать, научить, поделиться опытом, а другие готовы принять, узнать, услышать. Проникнуться тем, как было у них, взрослых сегодня, но тогда таких же молодых. И в этом связь поколений. И в этом смысл жизни одних и причастность к этой жизни других. Когда старшие чувствуют, что нужны, младшие перенимают традиции, семейные истории, чтобы через время так же чувствовать себя нужными кому-то. Своим детям и внукам. И так же передавать по наследству то, что казалось когда-то забавным, легким, мимолетным, а стало невероятно важным и серьезным.
Когда я слышу рассказы детей о своей семье, то понимаю, как счастливы эти дети. И как горды они тем, что у них есть старшие родственники. «Мой дед научил меня ездить на велосипеде». «Мы всегда по выходным отправляемся с родителями на прогулку». «Моя бабушка читает мне сказки перед сном». Все это счастливые рассказы о семье. И все это то, без чего не может человек – ребенок ли, взрослый ли. Без причастности. Без памяти. Без семьи.
Татьяна Астахова-Синхани.