По приглашению ОО «Республиканский союз защитников Приднестровья» Президент Евгений Шевчук принял участие в заседании общественной организации. В рамках мероприятия, констатирует пресс-служба Президента, глава государства обозначил важность проведения в канун Дня Республики встречи «с защитниками, людьми, которые с оружием в руках защищали страну и фактически ее создали».
Евгений Шевчук, Президент Приднестровья: «Это очень значимая для меня встреча. Хотел бы сегодня обсудить вопросы, которые вас больше всего волнуют. Надеюсь на откровенный прямой разговор.
Хочу отметить конструктивную роль всех защитников республики, территориальных отделений защитников, которые с пониманием относятся не только к проблемам, но и инициативно работают в районах, оказывают поддержку республиканским органам власти, передают соответствующие рекомендации. Ваша роль очень важна. Безусловно, волнует всех социально-экономическое положение, вопрос пенсий и зарплат. Волнует это и Администрацию Президента, и Правительство. Этот вопрос на постоянном контроле, объемы финансирования обсуждаются в открытом режиме. Правительству поручено ежемесячно информировать население в средствах массовой информации о реальном объеме денег, которые поступают в виде налоговых платежей или обязательных сборов в доходы республиканского, местного бюджетов и фонда, из которого финансируются пенсии. Фактически такой информации много.
Наши экономические агенты находятся в тяжелейших условиях по ряду объективных обстоятельств. Есть и внутренние проблемы в экономике, их тоже нужно признавать. Но внутренние проблемы менее значимые, чем проблемы региональной экономической нестабильности, проблемы в наших странах-соседях.
Наши партнеры в Молдове активизировали работу в направлении, как мы понимаем, обустройства совместного с нашими украинскими партнерами таможенного контроля на приднестровско-украинской границе. Мы выступаем, с одной стороны, за прозрачность любых сделок и внешних контрактов, но мы усматриваем в этих шагах некие попытки по дальнейшему созданию сложностей для наших экономических субъектов. К сожалению, все наши экономические агенты вынуждены регистрироваться то ли по временной, то ли по постоянной схеме регистрации в Молдове, становиться на соответствующий учет. К ряду экономических агентов предъявляются чрезмерные требования, связанные с предоставлением отчетности на румынском языке, и мы видим, что на ряд экономических агентов осуществляется существенный прессинг. По ряду экономических агентов возбуждены уголовные дела, как и по ряду должностных лиц, начиная от Председателя Правительства, членов Верховного суда, районных судов, правоохранительных органов, таможни и так далее. Молдова пытается такими действиями распространить свою юрисдикцию на все Приднестровье, требует, чтобы мы допустили ко всем хозяйствующим субъектам инспекторов. Порой они выдвигают фактически ультимативные условия. Как недавно была ситуация с «КВИНТом». Это нарушает базовые принципы переговорного процесса. Урегулирование в 1992 году базировалось на принципе территориальности рассмотрения и ведения административно-хозяйственной деятельности, то есть каждая сторона конфликта на своей территории административно-хозяйственную деятельность должна осуществлять, как мы понимаем, самостоятельно.
Этот непростой год, с учетом развития ситуации на Украине, мы прожили более-менее стабильно. При этом мы отмечаем, что средние доходы – по пенсиям, зарплатам – у нас не ниже, чем на Украине и в Молдове. Безусловно, нужно стремиться, чтобы доходы населения были выше, но для этого необходимы соответствующие ресурсы.
Мы отмечаем, что при стабильном курсе рубля у нас есть позитивные тенденции – удешевление некоторых продовольственных товаров, производимых на территории Приднестровья: мяса, курицы, свинины, творога. Это небольшая группа, но она входит в потребительскую корзину, в этих условиях, конечно, это немного нам помогает.
Что будем дальше делать? Каковы перспективы? Мне задают вопросы: когда вернут пенсии, часть зарплаты, которая на сегодняшний день не выплачивается? Хочу отметить один очень важный момент. Пенсии и зарплаты никто не забирал, не перенаправлял на иные цели, как сейчас пишут в интернет-пространстве с учетом предвыборной кампании, с учетом нового этапа политической конкуренции и борьбы на выборах, которые предстоят в ноябре. Бюджетные средства, налоги, все обязательные платежи, поступающие в бюджеты и внебюджетные фонды, расходуются только в целевом плане и только на социальные статьи – зарплаты бюджетникам, пенсии и так далее. Просто собственных поступающих средств недостаточно для выплаты, например, даже 70 процентов зарплаты.
По пенсионному фонду налогов мы собрали в первом полугодии более 50 млн долларов, а потратили на выплату пенсии – более 80 млн долларов. Это говорит о том, что есть диспропорция. Она не вчера и не позавчера сложилась. Это сумма за определенный период времени. Хочу еще раз подчеркнуть: никто за счет 30 процентов пенсий не строит города, не ремонтирует здания и так далее. Это средства из других источников.
Мы пошли по очень непопулярной для населения формуле, «вызвав огонь на себя», когда было произведено финансирование в размере 70 процентов. Мы сделали это для того, чтобы пойти по пути наименьших проблем для самых наименее обеспеченных граждан. Другим методом или шагом должна была быть девальвация валюты, как и делают Украина, Россия. Курс российского рубля сегодня уже 75 рублей за евро, а доллар – 67, а год назад это было 32-33 рубля РФ. Хочу напомнить, что у нас в Центральном банке тоже есть резервы частично в рублях РФ, поэтому девальвация стоимости российского рубля в определенной степени серьезно влияет на нас.
Принципиально то, что государство не отказывается от долговых обязательств, оно могло их просто минимизировать путем девальвации: выплатить всю пенсию и зарплату в размере 100 процентов, причем со всеми задолженностями. Но курс рубля ПМР тогда должен был быть совсем иным. Решение о девальвации очень быстро создало бы условия для расширения бедности и нищеты. Удержание курса минимизирует проблемы, хотя они сохраняются.
Еще раз подчеркну, что дать команду на отпуск рубля в рыночное «плавание» легко, тогда к нам будет меньше вопросов. Мы скажем: «Девальвировали в России, и мы девальвировали». Но я думаю, что нужно держаться, потому что, к сожалению, у большинства населения – пенсионеров, бюджетников – невысокие доходы, а резкая девальвация приднестровского рубля создаст самые большие проблемы.
Кстати, хочу напомнить, что в самом законе о республиканском бюджете есть условия, которые не обеспечивают финансирование зарплат и пенсий в полном объеме. Общий дефицит средств, не обеспеченный источниками финансирования, то есть без соответствующей доходной части, – это примерно 50 млн долларов. Их нужно было где-то взять для того, чтобы компенсировать.
Наши экономические агенты попали в тяжелые условия: некоторые не могут вывезти продукцию, у некоторых продукция неконкурентна из-за девальвации валюты в странах-партнерах, кроме того, налоговое законодательство не изменилось.
За первое полугодие невыплата 30 процентов составила примерно 400 млн рублей, дефицит бюджета по году – 500 млн рублей, плюс к этому на 300 млн экономические агенты снизили отчисления в бюджеты, в том числе из-за объективных факторов.
Чего ожидать в перспективе? Нужно ожидать всегда хорошего и надеяться. Нужно осознать и признать, учитывать, что экономические агенты, многие экономические процессы в Приднестровье взаимосвязаны с внешними рынками продаж, рынками сырья. Пока на этих рынках не будет отмечен период стабилизации или период роста, активных изменений в Приднестровье ожидать не приходится. В открытом мире, открытой экономике все процессы взаимосвязаны.
Правительство предприняло ряд попыток обобщить предложения и инициативы антикризисного характера. Был специальный проект, в рамках которого обобщались предложения всех желающих. Притом, что были и очень интересные предложения, но нужно признать, что в своей совокупности они недостаточны для того, чтобы решить все проблемы с пенсиями, зарплатами и, условно говоря, преодолеть внешний негатив.
В этих непростых условиях для нас очень важна прозрачность решений, открытость решений, демонстрация цифр и усилий органов власти по стабилизации или поддержанию обстановки внутри республики. Нам очень хотелось бы, что внешняя ситуация быстрее менялась в позитивном ключе и у наших экономических агентов было меньше проблем.
Кстати, молдавская сторона в одностороннем порядке пересмотрела некоторые меры, связанные с регулированием организации железнодорожного сообщения. Даже изменила тот порядок, который был подписан нами в 2012 году при открытии функционирования железной дороги. На наш взгляд, эти односторонние шаги ухудшают положение наших экономических агентов. Многие меня спрашивают, что же делать в этой ситуации? Хочу сказать: в любом случае на переговорных площадках мы будем пытаться убедить представителей, в первую очередь международного сообщества, в том, что меры или решения, которые содействуют блокированию возможностей приднестровской экономики, ведут к расширению бедности и фактически к дестабилизации переговорной площадки.
Хочу отметить, что переговоры – процесс многосторонний. Решения зависят не только от желаний приднестровской стороны, но и от молдавских партнеров и от участников переговорного формата, где есть и страны-гаранты, и наблюдатели.
Хочу сказать о некоторых элементах позитива. За последние три года объем финансирования в инфраструктуру, систему здравоохранения, образования по некоторым направлениям в разы превышает вложения за 25 лет. Приобретено оборудование, строятся медицинские учреждения. Хочу поблагодарить руководство России за реализацию гуманитарных проектов. Есть серьезные вложения неправительственных организаций, Приднестровского гуманитарного фонда, есть вложения ПРООН, есть другие гуманитарные проекты. Инфраструктура немного меняется. Города приводятся в порядок. В Тирасполе почти в полном объеме решается проблема с детскими садами…
При падении общих совокупных доходов в непростой ситуации за все три года Тирасполь как столица и другие крупные города получили дополнительное финансирование, хотя остальные районы, безусловно, – на следующих этапах приложения усилий.
Что касается в целом ситуации. Знаю, что жителей беспокоят элементы концентрации вооруженных формирований на границе со стороны Украины. Мы видим и знаем, что дополнительная концентрация имеет место. Нас это, безусловно, беспокоит. Мы видим, что отряды специального назначения Республики Молдова подготавливаются инструкторами не молдавскими. Нас тоже этот вопрос беспокоит. Но на сегодняшний день мы не обладаем информацией о каких-либо планах вооруженного вторжения или применения сил по отношению к Приднестровью. Дай Бог, чтобы никогда этого не было.
Между тем сама напряженная обстановка сформировала условия, когда мы вынуждены уделять большее внимание силовым структурам, министерству обороны, военнослужащим, которые призваны выполнять задачи, подчеркиваю, в первую очередь, по обороне. У нас оборонительная военная доктрина.
Вместе с тем есть солдаты, их нужно одевать, кормить, технику заправлять. Есть прямые обязанности государства по финансированию закрытых учреждений. Есть учреждения, которые мы обязаны содержать, – это интернаты, дома престарелых. И когда все обобщишь, то имеешь определенную сумму по ситуации в республике.
Вместе с тем, понимаешь, что скоро праздник. Хотелось бы, как и делается во всех семьях, отметить его с достоинством. А в семьях как делаем? В первую очередь, готовим прихожую, зал, где разместим гостей. Так и мы готовим, в первую очередь, центральные улицы городов. За счет внебюджетных средств очень много приобретаем краски, извести. Сейчас будет опять большой республиканский субботник.
Вы знаете, что в соответствии с Указом Президента предложено всем участвовать дважды в году в субботниках. Хочу восстановить эту старую советскую хорошую традицию. Все хорошее надо сохранять и преумножать, чтобы наши города были красивыми. И гости, приезжающие в Тирасполь, видя, что здесь происходит: дороги, освещение, украшение домов, зданий, где-то подсветка, радуются с нами, что, несмотря на это тяжелое время, и власти города, и власти республики занимаются некоторыми хозяйственными вопросами. Хотя надо признать, что проблем, конечно, много. Но когда их не было? Мы будем пытаться решать их с вами вместе».