Это своего рода парканская достопримечательность: магазин «Горячий хлеб» возле кафе «София» уже давно превратился в некое место паломничества. Расположенная рядом парковка никогда не пустует. Очень часто здесь останавливаются маршрутные такси, едущие из Тирасполя в Бендеры и обратно. Не редкость и микроавтобусы и легковушки с молдавскими номерами. Продукцию парканского ООО «Недагро» знают по всей округе.
Как рассказал директор предприятия Иван Неделков, хлеб здесь изготавливают на основе советских гостов. «Мы применяем только натуральные ингредиенты: чистую, без всяких примесей муку, дрожжи, воду, сахар, соль. То же самое касается и нашего подсолнечного масла, – рассказывает руководитель ООО «Недагро». – Главная наша цель, чтобы оно было экологически чистым и полезным. Мы не производим рафинацию– она убивает все
полезное в масле. Это уже не масло, а «олифа». Как хочешь, назови». Сегодня магазин «Горячий хлеб» – единственное место, где можно купить румяную продукцию «Недагро». Преимущественно в Парканах и в меньшей степени в Бендерах и Тирасполе продается и подсолнечное масло. Были времена, когда пекарня работала в три смены (сейчас только в одну), а булочками снабжали школы и детские сады. Но помешали обстоятельства, далекие от бизнеса.
На предприятии полный производственный цикл – от выращивания зерновых и подсолнечника до их переработки и реализации. Поэтому есть свои мельница, маслобойка, элеватор, пекарня, магазин. Кстати, кафе «София» тоже в собственности «Недагро». Во времена пандемии коронавируса число посетителей заметно поубавилось, но закрывать его не стали. Директор предприятия резонно заметил, что потом не собрать такой коллектив профессионалов. А это примерно четыре десятка человек. «Почти три недели назад мы закончили уборку зерна. Необходимо было загрузить элеватор. Поэтому с маслобойни и мельницы направили на объект людей», – заметил Иван Неделков. Говорит, что мог бы обеспечить работой и большее число людей, чем сорок своих земляков, но взять их неоткуда. Мы много говорим о развитии дуального образования по подготовке специалистов для АПК. Это когда 70% учебного времени студенты проводят на производстве и 30% – в учебных аудиториях. Иван Васильевич, по его словам, с удовольствием берет молодежь на практику. Ещё до выпуска отбирает наиболее толковых и перспективных, затем начинается недолгое доучивание специалистов уже непосредственно на предприятии. А в один прекрасный день они заявляют, что по Интернету нашли неплохой заработок примерно на такой же технике за рубежом. И с этим, как признаётся директор ООО «Недагро», ничего не поделаешь. В настоящее время много дискуссий о том, как «привязать» выпускника, учившегося на бюджетной основе, к работе. Он обязан отработать определённый срок на государственных и муниципальных предприятиях и в учреждениях. Но о частных хозяйствах речь если и велась, то не очень громко. Поэтому и не услышана пока.
Элеватор в нашем привычном понимании – это нечто металлическое или бетонное, но обязательно громадное. Так выглядят надземные элеваторы. Здесь же построен два года назад подземный. В принципе, идея не новая. Это как раз из разряда очень забытого старого. В специальной литературе прочитал, что ныне этот тип зернохранилищ применяется редко. Но он, меж тем, самый древний. Следам старейших попыток хранить зерно примерно три тысячи лет. При этом обнаруживали и доисторическую пшеницу. У подземных элеваторов масса преимуществ перед обычными. Как сказал мой собеседник, вторые предназначены для хранения урожая в течение лишь нескольких месяцев. Но зато на относительно малой площади помещаются большие объемы зерна. Это, кажется, единственное преимущество надземных элеваторов. Элеватор в ООО «Недагро» принимает всего 10 тысяч тонн. Но этого вполне хватает. Причем принимают здесь на хранение и урожай из соседних хозяйств.
У подземных элеваторов, меж тем, масса преимуществ. Хранить зерно в них можно годами. Здесь к минимуму сводится влияние климатических факторов. Температура более-менее стабильна. Влажность – тоже. Но Иван Неделков планирует в ближайшее время установить автоматическую систему поддержки температурно-влажностного режима. Датчики будут реагировать на малейшие изменения параметров, после чего начнётся корректировка их до идеальных. Уже заказана в Италии современнейшая сушилка и в «противовес» ей система обдува. Обе должны поступить ориентировочно в сентябре-октябре. Кстати, предпроектные эскизы делал сам директор «Недагро». Их потом несколько «подрихтовали» специалисты. Именно благодаря элеватору в хозяйстве удалось решить проблему недостаточности урожая прошлого года.
Кстати, о помощи. «Многие в свое время нахватали земли, а потом спохватились, что убирать урожай нечем. Поэтому обращаются к нам по поводу аренды техники. Бывает, обижаются, почему я дал комбайны кому-то другому. Приходится объяснять, что они и обратились к нам раньше, и находятся ближе. Одно дело перегнать технику на десяток километров, и совершенно другое, например, в Рыбницкий район… – рассказывает Иван Васильевич. – Зерновые некоторые хозяйства не успели собрать. У всех, кто сейчас убирает (разговор велся неделю назад – Прим.), зерно проросшее. И это уже не продовольственное зерно. Это слабенький фураж. Что они с ним делать будут, я даже не представляю. Мое мнение: надо земли брать столько, сколько сможешь обрабатывать». Кстати, он не гоняется за дорогостоящей разрекламированной брендовой техникой. Покупает продукцию «Ростсельмаша». Модернизированные ростовские комбайны, уверен директор ООО «Недагро», ничем не хуже новинок в каталогах ведущих производителей сельхозтехники из дальнего зарубежья. Стоят, правда, дешевле.
Несмотря на жесткую специализацию по двум направлениям, в хозяйстве свято чтят севооборот – смену на одном и том же участке разных сельхозкультур. Без него почва очень быстро потеряет плодородие. Пшеница и подсолнечник – не все, что выращивают здесь. Например, есть опыт возделывания гречихи. Иван Неделков говорит, что можно было бы и гречишный хлеб печь, но при наличии лишь одного магазина дело изначально нерентабельное. Есть в республике крупные хлебопекарные производства с разветвлённой торговой сетью, куда и поставлялась мука с «недагровской» мельницы. Главное, в чем пример этого сельхозпредприятия должен быть в хорошем смысле заразительным, – здесь налицо полный цикл производства, от выращивания до переработки, причем по экологически чистым технологиям.
Александр Никитин.
Фото из открытых источников.