Тридцать лет назад в Приднестровье была создана общественная творческая организация «Союз дизайнеров Приднестровья». Союз объединил дизайнеров, чьи творческие разработки направлены на проектирование товарного вида продукции, этикетки и упаковки, востребованные местными рынками. Кроме того, множество проектов реализовано в области архитектурного и средового дизайна в населенных пунктах нашей республики.
– Владимир Борисович, ознакомьте наших читателей с краткой историей развития дизайна в республике.
– Дизайн в наших условиях предстает как социокультурный инструмент создания предметно-пространственного окружения человека. Дизайнеры, учитывая и используя накопленный человечеством опыт проектной культуры, способствуют формированию оригинальных продуктов. У творческого коллектива союза дизайнеров богатые исторические традиции. В советское время группы специалистов промышленного дизайна успешно трудились в машиностроении (завод им. Кирова), в мебельной индустрии, в текстильном производстве («Тиротекс»). На хлопчатобумажном комбинате гордились работами дизайнеров текстильного рисунка и новаций в области социально-производственной среды предприятия. Высококвалифицированные специалисты предприятия «Одема» – дизайнеры-модельеры – создавали для широкого круга потребителей уникальные образцы одежды индпошива и на поток.
Время диктовало необходимость создания мобильных групп дизайна, и в 1990 году был создан ряд независимых творческо-производственных организаций, руководимых членами союза дизайнеров, такие как: «Design studio Galanin», рекламно-издательский центр «Мако», «Студия Салко». Организации активно сотрудничали с предприятиями, городскими и республиканскими структурами и приобрели известность своими знаками и логотипами банков, предприятий мебельной и текстильной промышленности.
– Лихолетье исторических перемен и стагнация экономики в регионе внесли свои негативные коррективы и в творческую деятельность. Большинство наших промышленных предприятий работают сегодня по лекалам и рисункам заказчиков. К сожалению, в области индустриального дизайна – машиностроение, станкостроение, средства транспорта и вооружение – специалистов практически нет, как нет и экономических предпосылок к его развитию. После нескольких попыток возрождения пришел в упадок и дизайн предметов потребления – бытовые приборы, аппаратура, мебель… В настоящее время в союзе дизайнеров всего 17 человек. Они работают в основном в двух направлениях: графический и дизайн архитектурной среды, но продвигается работа возрождения дизайна предметной среды и моделирование одежды.
– Какие виды дизайна наиболее развиты в Приднестровье, являются традиционными для союза дизайнеров – как бы его визитная карточка?
– Графический дизайн – наиболее распространенный вид профессионального творчества. Он охватывает практически все сферы жизни нашего общества – от разработки фирменных знаков, стилей до решения упаковок, этикеток, плакатов, заставок, рекламных роликов и создания интернет-продуктов Web-дизайна. Это далеко не полный прикладной список графического дизайна.
Говоря о средовом дизайне Приднестровья, нельзя не упомянуть имя Валерия Фролкова, автора ряда реализованных проектов: памятник А.С. Пушкину, реконструкция центральной части города Тирасполя, проект интерьеров зала заседаний Правительства ПМР, Мемориал Славы, государственный театр драмы и комедии им. Аронецкой в Тирасполе, Триумфальная арка в Бендерах и многие другие объекты в нашей республике.
– Коль мы уже коснулись темы дизайна городской среды, скажите, с точки зрения профессионала, все ли в нашей столице гармонично и радует глаз как жителей Тирасполя, так и гостей Приднестровья?
– Сегодня, когда в эстетику среды населенных пунктов вкладывается серьезное финансирование, досадно, что это происходит без учета профессиональной культуры в области дизайна среды. Возможно, это произойдет в ближайшем будущем. Сейчас уже приходит понимание того, что прекрасное украшает душу человека, а благотворное эстетическое окружение надо беречь на государственном уровне, а не уничтожать. Исторический Тирасполь – уютный, открытый к природе, полный хаотичной зелени и живущий в союзе с ней – отлаженный организм, в котором среда всегда была близка и сомасштабна жителю города. Тирасполь – южный город с хорошим климатом, в котором много солнца и света. Именно таким он запоминается. В нашей столице, увы, практически не сохранился старый город, а то, что от него осталось, – пестрая и без «акцентов» железо-бетонная структура. По соседству находятся совершенно несоединимые по масштабу и стилю исторические здания и объекты-новоделы – с избытком бутафории и архитектурной имитации из пластика.
Архитектурная среда не только Тирасполя, но и других городов Приднестровья в целом складывается стихийно, а ее необходимо создавать на основе культурных, художественных предпосылок, и здесь не обойтись без конкурсов и профессиональных обсуждений. О том, что есть общественность, профессиональное сообщество, вспоминают в преддверии выборов или в случаях, когда возникают серьезные сомнения и проблемы. Хотя при проектировании городских объектов очевидна необходимость своевременного привлечения профессионалов для общественной экспертизы, а также конкурсных проектов, широко обсуждаемых с общественностью.
– Каковы ближайшие планы союза дизайнеров?
– «Союз дизайнеров Приднестровья» регулярно организовывает и проводит персональные выставки лучших работ, что способствует притоку в организацию свежих сил – талантливой молодежи, за счет которой пополняется молодежная секция союза. В честь своего тридцатилетия мы проведем Международный фестиваль «Проф Юнион». Мероприятие планируется организовать в рамках гуманитарного содружества учебных заведений республики, выпускающих дизайнеров среднего и высшего звена.
«Проф Юнион» станет своеобразной площадкой для показа всего лучшего, что есть в нашем приднестровском дизайне, вне зависимости от возраста, званий, заслуг и прочих персональных регалий. Для некоторых молодых дизайнеров фестиваль станет бенефисом. Не останутся без внимания и наши признанные мастера.
В программе фестиваля предусмотрен ряд выставок-конкурсов дизайнеров, членов союза, а также дипломных проектов учебных заведений – претендентов на вступление по различным номинациям. Кроме того, в программе фестиваля предусмотрен научно-практический форум мастеров и преподавателей дизайна. Фестиваль проводится под лозунгом «Единение творческих людей!». Фестиваль – это начало обширной программы, которую мы собираемся реализовать в надежде на улучшение и облегчение жизни всех приднестровцев.
Дизайн призван улучшать качество жизни людей, поэтому общий девиз нашего союза – «Позитив – в каждый дом, радость и счастье – в сердца всех приднестровцев!».
Анатолий Панин.