1.5 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Театру -50. Мы смотрим в будущее

Это место для многих тираспольчан – средоточение мудрости, культуры, праздника, возможности личностного роста и поиска себя во Вселенной. Оно притягательно архитектурно и одновременно магнитично своей атмосферностью – для одних, и абсолютно незаменимо, как хорошая музыка и умная книга, – для других. К нему стремятся жители и гости нашей столицы каждые выходные. Стремятся с самыми разными «запросами» и чаяниями. И раз залы его не бывают пустыми, а, наоборот, чаще всего наполнены до отказа, значит, место это умеет и утешить, и дать совет, и рассмешить, и подарить ощущение того, что ты не один.

Я говорю о Приднестровском государственном театре драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой. На днях ему исполнилось (шутка ли!) полвека. Полвека с того дня, как на его порог ступила Надежда Степановна Аронецкая – основательница театрального искусства в Приднестровье, первый режиссер тираспольского театра и, собственно, его создательница. Прошлой осенью ей исполнилось бы 100 лет. В стенах сегодняшнего полувекового юбиляра о своей основательнице никогда не забывали. Ее имя чтят, истории, связанные с ней, а главное – методы ее работы, передают из поколения в поколение. Ее присутствие здесь повсюду: на памятной табличке здания, на портретах, в музее театра, на программках, на устах актеров, бывших еще ее учениками и совсем юных, недавно пополнивших ряды труппы.

…Наш театр. Люблю разглядывать снимки разных лет, на которых он запечатлен с обычных или неожиданных ракурсов. Наблюдать, как менялся внешний вид близлежащих улиц, фонарей, машин, как выглядели люди разных эпох. Менялись времена, мода на одежду и прически, дизайн вывесок и афиш, а наш театр продолжал быть. И жизнь в нем кипела. Он выстоял даже в сложные 90-е. Да, тогда мы ходили на его спектакли не с парадного входа, а через проходную, коридорами, по указателям следуя на третий этаж в малый зал. Но в этом тоже было что-то сокровенное. Но театр жил, выжил и сегодня дышит полной грудью. И сегодня все мы ходим сюда на постановки, играючи, легко, без особых препятствий, разве что заранее купив билеты. Нарядно одевшись и выбрав из огромного репертуара спектакль в том жанре, который нам по душе или даже по сиюминутному настроению. Мы ведем сюда своих детей, показывая им, каким может быть досуг – наполненным яркими впечатленими и живым, не интерактивным общением. О том, чем живет театр-юбиляр сегодня, какие планы строит, несмотря на охватившую весь мир пандемию коронавируса, и о чем мечтает, поговорим с его директором Ириной Панасенко. Иногда будем (нам придется) говорить в сослагательном наклонении, но с надеждой на то, что уже скоро театр, вынужденный взять паузу, перейдет в прежний режим активной работы. На радость нам, зрителям.

– Ирина Юрьевна, к сожалению, коронавирус смешал все карты. А если бы не он, каким было бы празднование юбилея театра?

– На 26 марта, в день юбилея, нами было запланировано проведение торжественного вечера. На него были приглашены наши коллеги, самые разные творческие коллективы. Мы хотели разделить с ними наш праздник. А уже 27 марта, в Международный день театра, планировали показать зрителям премьеру – шекспировского «Гамлета». Ставил молодой режиссер из Иркутска Дмитрий Акимов. На неделе состоялся прогон этого спектакля. График наш был четким и конкретным. Если бы не мировая пандемия коронавируса, было бы все, что запланировали. Но в то же время мы в театре считаем, что меры по предотвращению распространения вируса, которые введены в республике, более чем оправданны. Государством созданы все условия, чтобы сохранить нам здоровье.

если говорить о более далеких перспективах? Остается наде-жда, что им суждено случиться вовремя…

– Нынешний год насыщен важными юбилеями. Это и 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, и 30-летие нашей республики. И, конечно, театр планировал и планирует принимать активное участие в самых разных мероприятиях, приуроченных к этим датам. Еще до карантина нами был приглашен режиссер из российского города Кинешма, что на Волге, Роман Зареев. Для постановки спектакля на военную тему «Вдовий пароход». И как только будет возможно, мы вернемся к этой задумке. Также планировали приурочить ко Дню Победы поездки по республике с нашими спектаклями на военную тему, чтобы их увидели не только жители столицы, но и более отдаленных районов Приднестровья. Будет зависеть от обстоятельств, как скоро получится это реализовать. Кроме того, каждый год у нас проходит конкурсно-познавательная программа «Театр глазами молодых», призванный приобщить детей и молодежь к театральному искусству. Ребята со всех уголков республики уже пишут эссе и стихи, рисуют, делают поделки, ставят спектакли. Мы просим всех потерпеть, закончится карантин, и конкурсно-познавательная программа продолжится. У нас также была начата работа над проектом с симфоническим оркестром, посвященным 75-летию Победы.

Спектакль «Город на заре». 1970 год.

– Сейчас, когда республика живет в условиях карантина, что происходит в театре?

– Мы не даем спектаклей. В театре три раза в день проходит полная дезинфекция. И пока эту неделю работа идет по домам в режиме онлайн. А с первого апреля Дмитрий Шамильевич Ахмадиев продолжит индивидуальные занятия со студентами. Также им уже взята в работу пьеса актрисы театра Ольги Саловой-Чекан «Игрушки мира». Это будут репетиции с небольшим числом актеров, максимум по три человека. Театр понемногу продолжает свою внутреннюю деятельность в ожидании того, что вскоре все вернется на «круги своя», и мы сможем трудиться в полную силу, как и прежде.

– 50 лет театру – дата не только круглая, но и внушительная – полвека. Как ее воспринимают «жители» театра?

– Это определенная ступень, на которой мы стоим и смотрим в будущее. Старшее поколение очень много отдает молодежи: учит, помогает, подсказывает. А молодежь впитывает уроки профессионального мастерства и чувствует доброе наставническое отношение к себе. И в этом взаимодействии разных поколений театра есть то, без чего нельзя, – преемственность. Наши молодые актеры видят перспективу, они хотят и готовы учиться. Появляются профессионалы нового поколения. Помимо того, что у нас есть свои прекрасные наставники, мы много работаем и с Союзом театральных деятелей России. Они присылают нам своих мастеров, проводят мастер-классы. И ребята все новое впитывают, как губка, с широко распахнутыми глазами. Актерская профессия чем богата? В тебя вкладывают много, и ты не задираешь нос, а наоборот, затем щедро раздаешь это людям, зрителям. А в ответ получаешь от зала невероятную энергетику. Этому и учила Наде-жда Степановна Аронецкая.

– Театр не только чтит ее память, но и продолжает традиции, созданные некогда ею…

– А по-другому невозможно. Театр – семья. С родословным древом, традициями, отношением к профессии. С огромной любовью к зрителям. Ведь мы и существуем для вас. Театр – это общение, переживание и духовность. Театр учит и должен учить взаимовыручке, выбору в пользу добра, бережному отношению друг к другу.

– Сегодня у людей непростой период. Но театр был нужен 50 лет назад, нужен и сегодня. Может быть, вы от своего лица, от лица всего вашего коллектива хотите сказать что-то друзьям театра и просто приднестровцам?

– В советские времена у нас в любых школах городов и сел были удивительные педагоги, и они учили нас во что бы то ни стало стоять один за одного. Мы никогда друг друга не оставляли в беде. Бабушка говорила мне маленькой: «Попробуй сломать ручку веника – никогда не сломаешь. Вот так и люди должны друг друга поддерживать!». И в самые сложные времена именно это нас спасало. Сегодня всем нам нужно вспомнить, как это – быть сплоченными, быть едиными.

– И в завершение нашей с вами беседы не могу не спросить: чего вы как человек, который болеет за театр всей душой, пожелали бы ему в эти дни юбилея?

– Знаете, и у меня, и у старшего поколения актеров (и Мария Андреевна Кырмыз об этом не раз говорила) есть давняя мечта: чтобы у театра появился свой фестиваль. Это пока сложно реализовать в силу самых разных причин, но все мы об этом периодически думаем. У нас уже сейчас налажены дружеские и рабочие связи с самыми разными театральными коллективами. Мы стараемся чаще ездить на фестивали. Это такой стимул и опора для наших актеров – видеть и чувствовать, что мы на уровне, а в чем-то и лучше. Понимать, что мы можем, мы сделали, мы молодцы. Хочется, чтобы была возможность и у себя принимать театры других стран, чтобы наши зрители могли увидеть общий театральный уровень и могли гордиться своим театром.

Татьяна Астахова-Синхани.

Фото: www.photo-tiraspol.com

Давайте вспомним:

Надя Бараева, будущая Надежда Аронецкая, родилась в Баку. Училась в Москве на актёрском и режиссёрском отделениях знаменитого ГИТИСа. Работала актрисой и режиссёром в нескольких городах Союза, включая Ростов-на-Дону, где была главным режиссёром театра комедии. Летом 1954 года с гастролями этого театра Надежда Степановна впервые попала в Молдавию. Успех тех гастролей был оглушителен. Министерство культуры МССР решило заполучить талантливого режиссёра. С 1956 года она ставит спектакли в ведущих кишинёвских театрах, создаёт первый в Молдавии русский актёрский курс в институте искусств им. Музическу в Кишиневе. Назначенная режиссером Тираспольского городского театра-студии, в 1969 году со студентами-выпускниками своего курса переезжает в Тирасполь. Заслуженный деятель искусств МССР Наде-жда Аронецкая была главным режиссёром Русского драматического театра в Тирасполе на протяжении 10 лет. За это время ею было поставлено более 30 спектаклей. В 1979-м она вышла на пенсию, однако работала в театре как приглашенный режиссер. В начале 90-х годов по ее инициативе был создан актерский факультет в Приднестровском госуниверситете. В 1993 году Надежда Аронецкая ушла из жизни, отдав 45 лет служению искусству. С 2001 года театр носит ее имя.

А вы знали?

Наш театр с точки зрения архитектуры – симметричный комплекс в стиле неоклассицизма. Строился по проекту профессора Одесского инженерно-строительного института, архитектора Григория Готгельфа. Несмотря на то, что открытие Тираспольского театра состоялось еще в далеком 1936 году (здесь работали три труппы: русская, молдавская, украинская), началом деятельности Приднестровского театра считается 26 марта 1970 года. Именно тогда Надежда Аронецкая дала в его стенах премьерный спектакль «Город на заре» по пьесе Анатолия Арбузова. Ей было 50 лет, когда она открывала театр в Тирасполе. Режиссер смело взялась за дело. Свет, музыка, декорации и костюмы – каждая деталь под ее контролем. Но особенно требовательна она была к актерам. Именно они, считала Аронецкая, – душа театра. Поэтому строго отбирала артистов в труппу. Театру надо отдавать все. Или ничего, но тогда честно уходить, часто говорила она. С самого начала и до последнего дня учила своих студентов, а потом уже и актеров театра стремиться к совершенству. Организовывала мастер-классы, приглашала педагогов, передавала знания как актерской труппе, так и специалистам театральных цехов. Учила находить в других сначала хорошее и только потом критиковать. Да, она была требовательна к профессиональным качествам всех служителей храма Мельпомены, но более всего – к себе. Театр был делом всей ее жизни, которому она была бесконечно преданна до самого последнего дня.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив