Домой Культура Театру -50. Мы смотрим в будущее

Театру -50. Мы смотрим в будущее

0

Это место для многих тираспольчан – средоточение мудрости, культуры, праздника, возможности личностного роста и поиска себя во Вселенной. Оно притягательно архитектурно и одновременно магнитично своей атмосферностью – для одних, и абсолютно незаменимо, как хорошая музыка и умная книга, – для других. К нему стремятся жители и гости нашей столицы каждые выходные. Стремятся с самыми разными «запросами» и чаяниями. И раз залы его не бывают пустыми, а, наоборот, чаще всего наполнены до отказа, значит, место это умеет и утешить, и дать совет, и рассмешить, и подарить ощущение того, что ты не один.

Я говорю о Приднестровском государственном театре драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой. На днях ему исполнилось (шутка ли!) полвека. Полвека с того дня, как на его порог ступила Надежда Степановна Аронецкая – основательница театрального искусства в Приднестровье, первый режиссер тираспольского театра и, собственно, его создательница. Прошлой осенью ей исполнилось бы 100 лет. В стенах сегодняшнего полувекового юбиляра о своей основательнице никогда не забывали. Ее имя чтят, истории, связанные с ней, а главное – методы ее работы, передают из поколения в поколение. Ее присутствие здесь повсюду: на памятной табличке здания, на портретах, в музее театра, на программках, на устах актеров, бывших еще ее учениками и совсем юных, недавно пополнивших ряды труппы.

…Наш театр. Люблю разглядывать снимки разных лет, на которых он запечатлен с обычных или неожиданных ракурсов. Наблюдать, как менялся внешний вид близлежащих улиц, фонарей, машин, как выглядели люди разных эпох. Менялись времена, мода на одежду и прически, дизайн вывесок и афиш, а наш театр продолжал быть. И жизнь в нем кипела. Он выстоял даже в сложные 90-е. Да, тогда мы ходили на его спектакли не с парадного входа, а через проходную, коридорами, по указателям следуя на третий этаж в малый зал. Но в этом тоже было что-то сокровенное. Но театр жил, выжил и сегодня дышит полной грудью. И сегодня все мы ходим сюда на постановки, играючи, легко, без особых препятствий, разве что заранее купив билеты. Нарядно одевшись и выбрав из огромного репертуара спектакль в том жанре, который нам по душе или даже по сиюминутному настроению. Мы ведем сюда своих детей, показывая им, каким может быть досуг – наполненным яркими впечатленими и живым, не интерактивным общением. О том, чем живет театр-юбиляр сегодня, какие планы строит, несмотря на охватившую весь мир пандемию коронавируса, и о чем мечтает, поговорим с его директором Ириной Панасенко. Иногда будем (нам придется) говорить в сослагательном наклонении, но с надеждой на то, что уже скоро театр, вынужденный взять паузу, перейдет в прежний режим активной работы. На радость нам, зрителям.

– Ирина Юрьевна, к сожалению, коронавирус смешал все карты. А если бы не он, каким было бы празднование юбилея театра?

– На 26 марта, в день юбилея, нами было запланировано проведение торжественного вечера. На него были приглашены наши коллеги, самые разные творческие коллективы. Мы хотели разделить с ними наш праздник. А уже 27 марта, в Международный день театра, планировали показать зрителям премьеру – шекспировского «Гамлета». Ставил молодой режиссер из Иркутска Дмитрий Акимов. На неделе состоялся прогон этого спектакля. График наш был четким и конкретным. Если бы не мировая пандемия коронавируса, было бы все, что запланировали. Но в то же время мы в театре считаем, что меры по предотвращению распространения вируса, которые введены в республике, более чем оправданны. Государством созданы все условия, чтобы сохранить нам здоровье.

если говорить о более далеких перспективах? Остается наде-жда, что им суждено случиться вовремя…

– Нынешний год насыщен важными юбилеями. Это и 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, и 30-летие нашей республики. И, конечно, театр планировал и планирует принимать активное участие в самых разных мероприятиях, приуроченных к этим датам. Еще до карантина нами был приглашен режиссер из российского города Кинешма, что на Волге, Роман Зареев. Для постановки спектакля на военную тему «Вдовий пароход». И как только будет возможно, мы вернемся к этой задумке. Также планировали приурочить ко Дню Победы поездки по республике с нашими спектаклями на военную тему, чтобы их увидели не только жители столицы, но и более отдаленных районов Приднестровья. Будет зависеть от обстоятельств, как скоро получится это реализовать. Кроме того, каждый год у нас проходит конкурсно-познавательная программа «Театр глазами молодых», призванный приобщить детей и молодежь к театральному искусству. Ребята со всех уголков республики уже пишут эссе и стихи, рисуют, делают поделки, ставят спектакли. Мы просим всех потерпеть, закончится карантин, и конкурсно-познавательная программа продолжится. У нас также была начата работа над проектом с симфоническим оркестром, посвященным 75-летию Победы.

Спектакль «Город на заре». 1970 год.

– Сейчас, когда республика живет в условиях карантина, что происходит в театре?

– Мы не даем спектаклей. В театре три раза в день проходит полная дезинфекция. И пока эту неделю работа идет по домам в режиме онлайн. А с первого апреля Дмитрий Шамильевич Ахмадиев продолжит индивидуальные занятия со студентами. Также им уже взята в работу пьеса актрисы театра Ольги Саловой-Чекан «Игрушки мира». Это будут репетиции с небольшим числом актеров, максимум по три человека. Театр понемногу продолжает свою внутреннюю деятельность в ожидании того, что вскоре все вернется на «круги своя», и мы сможем трудиться в полную силу, как и прежде.

– 50 лет театру – дата не только круглая, но и внушительная – полвека. Как ее воспринимают «жители» театра?

– Это определенная ступень, на которой мы стоим и смотрим в будущее. Старшее поколение очень много отдает молодежи: учит, помогает, подсказывает. А молодежь впитывает уроки профессионального мастерства и чувствует доброе наставническое отношение к себе. И в этом взаимодействии разных поколений театра есть то, без чего нельзя, – преемственность. Наши молодые актеры видят перспективу, они хотят и готовы учиться. Появляются профессионалы нового поколения. Помимо того, что у нас есть свои прекрасные наставники, мы много работаем и с Союзом театральных деятелей России. Они присылают нам своих мастеров, проводят мастер-классы. И ребята все новое впитывают, как губка, с широко распахнутыми глазами. Актерская профессия чем богата? В тебя вкладывают много, и ты не задираешь нос, а наоборот, затем щедро раздаешь это людям, зрителям. А в ответ получаешь от зала невероятную энергетику. Этому и учила Наде-жда Степановна Аронецкая.

– Театр не только чтит ее память, но и продолжает традиции, созданные некогда ею…

– А по-другому невозможно. Театр – семья. С родословным древом, традициями, отношением к профессии. С огромной любовью к зрителям. Ведь мы и существуем для вас. Театр – это общение, переживание и духовность. Театр учит и должен учить взаимовыручке, выбору в пользу добра, бережному отношению друг к другу.

– Сегодня у людей непростой период. Но театр был нужен 50 лет назад, нужен и сегодня. Может быть, вы от своего лица, от лица всего вашего коллектива хотите сказать что-то друзьям театра и просто приднестровцам?

– В советские времена у нас в любых школах городов и сел были удивительные педагоги, и они учили нас во что бы то ни стало стоять один за одного. Мы никогда друг друга не оставляли в беде. Бабушка говорила мне маленькой: «Попробуй сломать ручку веника – никогда не сломаешь. Вот так и люди должны друг друга поддерживать!». И в самые сложные времена именно это нас спасало. Сегодня всем нам нужно вспомнить, как это – быть сплоченными, быть едиными.

– И в завершение нашей с вами беседы не могу не спросить: чего вы как человек, который болеет за театр всей душой, пожелали бы ему в эти дни юбилея?

– Знаете, и у меня, и у старшего поколения актеров (и Мария Андреевна Кырмыз об этом не раз говорила) есть давняя мечта: чтобы у театра появился свой фестиваль. Это пока сложно реализовать в силу самых разных причин, но все мы об этом периодически думаем. У нас уже сейчас налажены дружеские и рабочие связи с самыми разными театральными коллективами. Мы стараемся чаще ездить на фестивали. Это такой стимул и опора для наших актеров – видеть и чувствовать, что мы на уровне, а в чем-то и лучше. Понимать, что мы можем, мы сделали, мы молодцы. Хочется, чтобы была возможность и у себя принимать театры других стран, чтобы наши зрители могли увидеть общий театральный уровень и могли гордиться своим театром.

Татьяна Астахова-Синхани.

Фото: www.photo-tiraspol.com

Давайте вспомним:

Надя Бараева, будущая Надежда Аронецкая, родилась в Баку. Училась в Москве на актёрском и режиссёрском отделениях знаменитого ГИТИСа. Работала актрисой и режиссёром в нескольких городах Союза, включая Ростов-на-Дону, где была главным режиссёром театра комедии. Летом 1954 года с гастролями этого театра Надежда Степановна впервые попала в Молдавию. Успех тех гастролей был оглушителен. Министерство культуры МССР решило заполучить талантливого режиссёра. С 1956 года она ставит спектакли в ведущих кишинёвских театрах, создаёт первый в Молдавии русский актёрский курс в институте искусств им. Музическу в Кишиневе. Назначенная режиссером Тираспольского городского театра-студии, в 1969 году со студентами-выпускниками своего курса переезжает в Тирасполь. Заслуженный деятель искусств МССР Наде-жда Аронецкая была главным режиссёром Русского драматического театра в Тирасполе на протяжении 10 лет. За это время ею было поставлено более 30 спектаклей. В 1979-м она вышла на пенсию, однако работала в театре как приглашенный режиссер. В начале 90-х годов по ее инициативе был создан актерский факультет в Приднестровском госуниверситете. В 1993 году Надежда Аронецкая ушла из жизни, отдав 45 лет служению искусству. С 2001 года театр носит ее имя.

А вы знали?

Наш театр с точки зрения архитектуры – симметричный комплекс в стиле неоклассицизма. Строился по проекту профессора Одесского инженерно-строительного института, архитектора Григория Готгельфа. Несмотря на то, что открытие Тираспольского театра состоялось еще в далеком 1936 году (здесь работали три труппы: русская, молдавская, украинская), началом деятельности Приднестровского театра считается 26 марта 1970 года. Именно тогда Надежда Аронецкая дала в его стенах премьерный спектакль «Город на заре» по пьесе Анатолия Арбузова. Ей было 50 лет, когда она открывала театр в Тирасполе. Режиссер смело взялась за дело. Свет, музыка, декорации и костюмы – каждая деталь под ее контролем. Но особенно требовательна она была к актерам. Именно они, считала Аронецкая, – душа театра. Поэтому строго отбирала артистов в труппу. Театру надо отдавать все. Или ничего, но тогда честно уходить, часто говорила она. С самого начала и до последнего дня учила своих студентов, а потом уже и актеров театра стремиться к совершенству. Организовывала мастер-классы, приглашала педагогов, передавала знания как актерской труппе, так и специалистам театральных цехов. Учила находить в других сначала хорошее и только потом критиковать. Да, она была требовательна к профессиональным качествам всех служителей храма Мельпомены, но более всего – к себе. Театр был делом всей ее жизни, которому она была бесконечно преданна до самого последнего дня.

Exit mobile version