Приднестровцы старших поколений ещё помнят времена, когда приходилось выстаивать огромные очереди за продуктами. Пережившие период последних лет Советского Союза и лихие 90-е, они мало чего боятся, ибо холодящий душу страх, чем кормить семью, давно ушёл.
Цены, конечно, не балуют, но их ругали и ругают всегда. Однако продовольственный рынок сегодня наполнен с избытком, и главное – есть возможность выбора. А Приднестровье, пройдя стадию импорта, постепенно наращивает собственное производство по основной группе продовольственных товаров.
Рабочий день Виталия Радулова начинается в 3, в лучшем случае – в 4 часа утра. В нём расписана едва ли не каждая минута, ибо успеть надо очень многое: поехать на бойню, куда с вечера были завезены предназначенные для реализации свиньи. К 5 часам появиться на Тираспольском рынке, чтобы пройти санитарный контроль. Подготовить свежее мясо к продаже, которой займётся супруга. Потом вернуться домой, собрать и отвезти в школу и детский сад дочек и отправиться на ферму, где ждёт работа, которой всегда с избытком.
К своей нынешней предпринимательской деятельности Виталий шёл тернистой дорогой. Становление его личности пришлось на период, когда рухнули устои советского строя, в головах вышедшей в жизнь молодёжи царила неразбериха, и нужно было почти интуитивно выбирать, что делать и как жить дальше. Крепкие крестьянские корни не подвели.
Село, где родился и вырос Виталий, всегда славилось зажиточными хозяйствами и людьми, любящими землю и умеющими на ней работать, поэтому профессию агронома он выбрал осознанно, поскольку не представлял своей жизни вне села.
Его первый предпринимательский опыт в животноводстве начался с 30 телят, взятых в зиму. Что ему с ними пришлось пережить, только он знает. Сначала отпаивал малышей молоком, с нетерпением ожидая весны и первой травки. Но зима как на грех задержалась… А потом случилось засушливое лето, и пастбище рано оскудело. Для животноводства год оказался совсем неудачным. Но тут после всех тревог, волнений и незапланированных затрат его будто наградили свыше.
Небрежно убранное ячменное поле, что располагалось по соседству с фермой, взошло сочной зелёной порослью. Бычки получились ладные, а мясо отборным, поскольку выросло стадо на натуральном корме и вольном выпасе. Но это было только начало трудного, нередко изнурительного пути. И чем дальше он по нему шёл, тем больше осознавал: чтобы стать успешным в животноводстве, недостаточно одних физических и финансовых затрат, нужны особые знания и опыт, которые обретаются не за один год. Это Виталий понял, когда отработал пару лет с нулевым балансом.
Он принялся думать, искать новые знания, просчитывать и экспериментировать. Перейдя на выращивание и откорм свиней, стал подмечать в этом производстве нюансы, учёт которых, в конечном счёте, приносил прибыль. «Я отставал не только по технологиям и кормам, но и по мышлению, – рассказывает сегодня Виталий, – брал в расчёт только опыт домашнего взращивания животных, а нужна была эффективная технология, рассчитанная на большое стадо и регулярные каждодневные привесы». Подарком судьбы, по его мнению, стала встреча с жителем Украины Геннадием Чикликчи, большим знатоком животноводческого производства, который до сих пор его консультирует. Они познакомились в нужное время и в нужном месте, когда Радулов всерьёз начал интересоваться тем, как достичь максимальных привесов.
Ферма, где сейчас трудится Виталий и четверо его помощников, когда-то представляла собой заброшенный коровник с дырявой крышей, без окон и дверей, принадлежавший в лучшие времена колхозному хозяйству с. Спея. Уже лет пять здесь идёт интенсивная работа по налаживанию современного, научно обоснованного хозяйства по разведению и откармливанию свиного поголовья, где созданы максимально комфортные условия и где за 6 месяцев из 20-килограммовых поросят, привезённых из Голландии, вырастают 120-170-килограммовые особи.
Попутно следует отметить, что ввоз европейских поросят – мера вынужденная, ибо своего племенного хозяйства в Приднестровье, к сожалению, нет. В Нидерландах у Радулова тоже есть консультант – Франк ван Эхоуд. Учится приднестровский предприниматель всегда и везде, используя любые встречи и площадки для общения. Кстати, в качестве эксперимента в один из сезонов Виталий попытался запустить небольшое племенное производство, но быстро понял, что здесь без государственного кредитования не обойтись.
Поросята, по его словам, очень нежные и чувствительные животные. Они как никто подвержены стрессу. Даже простое взвешивание может остановить на время набор привеса. А уж если в кормушках закончилась еда, то тут начинается настоящая паника. Свиньи весьма подвержены изменению температуры, как в одну, так и в другую сторону. Даже корм должен быть определённого помола: крупная структура плохо усваивается, мелкая неблагоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт.
Все эти, казалось бы, мелочи существенно влияют на привес. На ферме Радулова в кормушках у свиней еда не переводится, мало того, на них установлены увлажнители, чтобы сухой корм не забивал дыхательные пути. Именно из-за сухости комбикорма, по наблюдениям фермера, каждодневный привес может падать на 20 и более граммов. Умноженные на 400 голов, эти 20 граммов приведут за 100 дней откорма к потерям 800 кг живого веса. В общей сложности будет недополучено 1500 долларов. Эти цифры как раз из разряда нюансов, которые до сих пор постигает фермер Радулов.
Среди приднестровских животноводов Виталий Иванович уже стал заметной фигурой. И это не случайность. Грамотный подход к делу, увлечённость и потрясающая работоспособность дали ему шанс в 2015 году получить гранд ПРООН. Год напряжённой работы по этой программе принёс ему лучшие результаты среди участников проекта, а конкурс «Лидер малого бизнеса» через год – убедительную победу среди начинающих предпринимателей и стартапов.
Виталия Радулова можно причислить к новому типу предпринимателей, который стал формироваться уже в нашем государстве. Тех, кто не стал искать заработка на стороне, а начал работать на родной земле, выбрав нелёгкую стезю производителя одного из самых сложных и затратных направлений – животноводства.
Галина БЕЗНОСЕНКО, с. Спея, Григориопольский район.