Почему, когда попадаешь в Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь, кажется, будто окунулся в крещенскую купель или попал в другое измерение? Такое впечатление вовсе не произвольно. Возможно, всё дело в том, что обитель несет на себе печать времени более отдаленного от нас, чем это можно себе представить. Да и состояние отрешенности от мира – для большинства мирян непозволительная роскошь.
Основан Кицканский монастырь был ровно 155 лет назад, 26 января 1864 года. Однако традиции, унаследованные им, несравненно более древние.
Есть у приднестровского фотохудожника Александра Паламаря снимок: монастырь на закате, отраженный в зеркальной глади воды. Свет заходящего солнца задержался на куполах и крестах храмов, на колокольне, затеплил их, словно свечи. И, кажется, солнце никак не зайдет, медлит… Всё обрамлено прозрачным, голубым вечером.
В монастыре, и правда, время течет по каким-то своим законам, здесь вся природа – ладонь, в которой трепещет огонек лампады, зажженной Спасителем 2000 лет назад. Если же говорить о наследовании традиций монашеской жизни, таковые напрямую связаны с Нямецкой лаврой, важнейшим духовным центром земли молдавской.
Нямецкий монастырь в Запрутье ведет свою историю с 1367 года. Считается, что для Молдавского княжества лавра имела такое же значение, как Троице-Сергиева для Государства Российского. Отсюда вышло немало молдавских митрополитов и епископов. С лаврой связано имя преподобного Паисия (Величковского), знаменитого книжника и просветителя, небесного покровителя Кицканского монастыря.
Древность традиций обители имеет для нас огромное значение, поскольку ни одного другого центра духовной жизни, пережившего господство турок и татар (тем более, ведущего свою историю с XIV века), на Приднестровской земле не сохранилось.
Не удивительно, что когда во второй половине ХIХ столетия на территории Запрутья, где находилась лавра, начались т.н. «реформы», монахи восприняли политику румынских властей как посягательство на многовековой уклад. Активный протест вызвал запрет богослужения на церковнославянском языке, переход с кириллической на латинскую графику (читатель, вам это ничего не напоминает?). Иноки вынуждены были бежать из лавры, спасая старинные богослужебные книги, рукописи на молдавском и старославянском ХIV-ХIХ вв. Защиту они нашли у русского императора. В Кицканах насельникам Нямецкой лавры было разрешено построить новую обитель.
Среди монахов, выходцев из лавры, был и её духовник иеросхимонах Андроник, сыгравший важную роль в устроении Ново-Нямецкой обители. Уже в 1864 году, вскоре после «Высочайшего Его (императора Александра II) утверждения проекта об основании общежительного монастыря», начинается строительство первого корпуса келий. Первым игуменом становится о. Феофан (Кристя), также выходец из Нямецкой лавры. В 1885 году его сменил на посту игумена о. Андроник.
В 1890 году был построен и освящен в честь Вознесения Господня соборный храм. Примерно в это же время возводятся ещё две церкви и 69-метровая колокольня, трапезная, больница, библиотека. В начале ХХ века достроены Успенская церковь, два корпуса келий…
Колокольню, как и установленный почти сто лет спустя на Кицканском плацдарме обелиск, хорошо видно за много километров. Без преувеличения можно сказать, что это маяки – духовный и исторический, два важнейших центра притяжения.
Но прежде чем вернуть себе исконную роль, обитель должна была пройти череду испытаний в период воинствующего атеизма. Всего за пять лет, с 1959 по 1964 годы, в Молдавии было закрыто около 300 храмов, а в послевоенные годы, с 1948 по 1962 годы, – свыше двух десятков монастырей. Пришла очередь и Кицканского.
Приведем красноречивые свидетельства из документа «Мероприятия по подготовке к ликвидации Кицканского монастыря» (под грифом «архисекретно»): «Через настоятеля монастыря принять меры к тому, чтобы уже сейчас был прекращен колокольный звон во время службы; с начала и до конца ликвидации монастыря были парализованы колокола», «Добиться от настоятеля обоснованного конкретными данными заявления о невозможности в дальнейшем существования монастыря».
Основательная подготовка властей к ликвидации обители не случайна. Несмотря на гонения, в 50-е наблюдался религиозный подъем, так что уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР в справке о Кицканском монастыре вынужден был констатировать: «Приток богомольцев к монастырской церкви значительно выше против всех других монастырей».
Вполне можно было ожидать и организованного сопротивления как самой братии, так и мирян. Но тогдашнее руководство Кишиневско-Молдавской епархии и настоятель монастыря (под нажимом властей или из соображений безопасности паствы) заняли соглашательскую позицию.
В 1962 году монастырь был закрыт. Его книжные сокровища пополнили архив МССР, значительная часть имущества расхищена, в храмах устроены склады, клуб, на прилегающей территории разместилась туберкулезная больница. Вандалы не раз проникали в усыпальницу под Вознесенским собором, глумились над останками подвижников в склепе.
В 70-е годы в колокольне открылся музей Боевой славы. Летом 1944 года при подготовке и проведении Ясско-Кишиневской операции звонница служила советским войскам превосходным наблюдательным пунктом, продолжая отвечать своему непосредственному предназначению: мобилизовывать на борьбу с силами зла. На колокольню поднимались Маршал Советского Союза Ф. Толбухин, командующий 37-й армией М. Шарохин, известный советский писатель А. Фадеев. Беззвучно, но всё же голос колокола продолжал звучать…
Свеча не погасла. Кажется, самим своим обликом монастырь сохранял связь с затонувшей дореволюционной эпохой. Некоторые монахи и после закрытия обители не уехали, а остались жить близ её стен.
Возрождение начинается с конца 80-х годов. Открывается Успенская церковь. Стараниями настоятеля архимандрита Доримедонта и братии проводится ремонт храмов, колокольни, монастырских помещений. Вблизи обители возводится приходская церковь в честь преподобного Паисия Величковского (Нямецкого). В 1993 году неподалеку от монастыря основан скит в честь святых мучеников Викентия и Доримедонта. В 1995-м при монастыре открыт музей, расположенный в двух залах. В одном из них собраны иконы ХVIII-ХХ веков, кресты, монеты, медальоны… В другом зале – свидетельства истории монастыря: фотографии, документы, книги, облачения и предметы культа.
Радует же насельников не столько внешнее благолепие, сколько духовная жизнь возрожденной обители. С 1990 по 2001 гг. при монастыре действовала духовная семинария. Многие семинаристы приняли священнический сан и ныне проходят пастырское служение на приходах Приднестровья, Молдовы, Украины и Румынии.
Жители Кицкан внесли важную лепту в возрождение монастыря. С конца 80-х они приносили монахам сохраненные реликвии, богослужебные книги, участвовали в строительных работах. Часть документов передал ЦГА Молдовы. В 1994 году в обитель был доставлен посох преподобного Паисия Величковского.
Нынешний наместник архимандрит Паисий (Чекан), принявший духовную эстафету и заботу о вверенной обители, многое делает для того, чтобы монастырь вошел в число наиболее посещаемых православными паломниками мест.
9 сентября 2013 года в рамках своего двухдневного визита в Приднестровье Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
История обители, как и её духовная роль, слишком значительны, чтобы можно было объять их в одном очерке или постигнуть, единожды посетив святое место. Каждый раз, при маломальском приближении, монастырь открывается сызнова.
Автору этих строк хотелось бы верить, что настоящая публикация послужит прологом к более глубокому, личному знакомству, возможно, запечатленному в серии очерков. И наконец-то состоится задуманное нами с коллегами пешее паломничество в монастырь: из Тирасполя – в Кицканы.
При подготовке статьи использованы публикации Н. Дымченко, З. Тодорашко, Е. Коробковой, игумена Иринея (С. Тафуни); фото: www.noulneamt.md и www.palamar-photo.com
Николай Феч.