Его вклад в создание ежедневной летописи, именуемой газетой «Приднестровье», во многом недооценен. Да что там, он попросту остался незамеченным. Возможно, именно потому, что система функционировала исправно, что новый руководитель не ставил целью разрушить созданное до него.
В рубрике «Твои года, газета» мы вспоминаем опытного журналиста, старшего преподавателя кафедры журналистики ПГУ, главного редактора газеты «Приднестровье» с июля 2010 по февраль 2012 года Леонида Ивановича Ивановича. Листаю подшивку за 2010 год. С 8 июля газета подписывается Л. Ивановичем. Но обращения к читателям, собственно представления редактора нет. Возможно, было просто не до того. Да и сам Леонид Иванович, вероятно, посчитал это излишним. Что ж, допускаю, вполне в его духе… Скромный, деликатный человек, кажется, стремившийся даже быть незаметным (согласитесь, редкое качество для журналиста). И при этом – профессионал, прекрасно знающий, что такое «хлесткая статья», точно найденное слово. Причем профессионал старой школы, советской.
«Новости Приднестровья» писали о нем: «Заслуженный журналист Приднестровья, большую часть жизни Леонид Иванович посвятил неблагодарной и изнуряющей редакторской работе».
Свой журналистский путь начал ещё до окончания в 1982 году кафедры журналистики Львовского университета. В 1977-78 годах работал корреспондентом районной газеты, зав. отделом сельского хозяйства, зам. редактора Криулянской газеты «Победитель». С 1984 по 1987 годы Л.И. Иванович – зав. отделом партийной жизни Унгенской газеты «Октябрь». С 1989 по 1991-й – главный редактор бендерской газеты «Победа», в это же время возглавлял «Бендерские ведомости». С марта 1992 года по 1995 год Леонид Иванович – главный редактор «Профсоюзных вестей». С 2006 года по июль 2010-го – главный редактор газет «Сведения» и «За республику!».
С июля 2010-го по февраль 2012 года являлся главным редактором газеты «Приднестровье».
Леонид Иванович щедро делился своими знаниями и умениями с менее опытными коллегами. С декабря 1998 года работал в Приднестровском государственном университете на кафедре журналистики. Награжден медалью «За трудовую доблесть», орденом «Трудовая Слава». Избирался с 1990 по 1995 годы депутатом Бендерского райсовета.
Немногословный, сдержанный… Кто-то считал Ивановича «закрытым» человеком. Он, и правда, слишком многое держал в себе, что, возможно, стало одной из причин онкологической болезни.
Открывался Леонид Иванович лишь в кругу друзей, коллег, единомышленников. И вот тогда-то вы узнавали о его поразительном чувстве юмора, знании несчетного количества анекдотов, прицельной, лаконичной, тончайшей иронии, великолепной памяти.
Возможно, пресловутая «закрытость» Ивановича и объяснялась тем, что становление его как журналиста проходило в годы позднесоветской идеологической двусмысленности, когда, с одной стороны, ещё постулировалась верность заветам классиков марксизма, партийным идеалам, но, с другой, становилось всё более очевидным, сколько в этом напускного, профанного… И интеллигентному, думающему человеку элементарно неприлично было проявлять чрезмерное рвение, «брать под козырек», кричать: «выполним и перевыполним». Нужно было делать, но так, чтобы намекнуть, послать сигнал другим умным людям: дескать, при всём при том имею собственное мнение…
В этой связи вспоминается один анекдот, который вполне мог рассказывать Леонид Ивàнович. Вызвали сотрудники компетентных органов одного гражданина, который всюду кричал: «А я знаю, кто нам жить мешает!..». Ну, говорят ему товарищи в штатском, рассказывайте, пожалуйста, кто нам жить мешает… А он, глазом не моргнув: «Значит так: американский империализм, японский милитаризм и т.д. и т.п.». Ну ладно, отвечают ему, если так, можете идти. А он, уже выходя из кабинета: «А я знаю, о чем вы подумали…».
Я познакомился с Леонидом Ивановичем в газете «Сведения», где он был главным редактором, а я – одним из авторов публикуемых статей. Считаю необходимым отметить, что редактором он был очень лояльным. Никого не переделывал на свой манер. Притом легко откликался на творческие идеи, охотно, так сказать, внедрял новые формы работы…
И действительно, вероятно, многие представители творческой интеллигенции помнят, что в то время редакция «Сведений», располагавшаяся на историческом Семеновском бульваре (где ныне пункт выездного консульского обслуживания в Тирасполе), стала одним из центров культурной жизни. Здесь проходили презентации поэтических сборников, своего рода встречи под абажуром, в которых участвовали интересные, неординарные собеседники, эрудиты. Такие, например, как писатель Роман Кожухаров или совсем молодой, но уже во многом состоявшийся поэт Ольга Николаева.
Так что, в те годы фамилия Иванович, в принципе, была у всех на слуху. И это, вероятно, и есть одна из причин отсутствия «представления» на страницах «Приднестровья».
В должности главного редактора Ивановича единогласно утвердил совет учредителей. Кандидатуру по итогам проведенного конкурса представил министр информации и телекоммуникации Владимир Беляев. Сразу после заседания Леонид Иванович говорил коллегам-журналистам: «Первые шаги, которые я сделаю, – это вникну в обстановку, познакомлюсь с коллективом, чтобы рационально использовать силы редакции. Необходимо поставить плановую и целенаправленную работу. Газета должна быть привлекательна и востребована. Наша задача – работать на нашего главного потребителя, на читателя. Если он будет в ней заинтересован, если мы дадим такие материалы, которые будут им восприняты и востребованы, то и газета будет обретать популярность и расти в тиражах».
Как представляется, ключевыми здесь являются слова: «вникну в обстановку». Подход руководителя высокого уровня! То есть не «разберусь с бездарями», а именно вникну, а уж потом, если того потребует производственная необходимость, интересы дела… Возьму на себя, может быть, чрезмерную ответственность (в общем-то, меня никто не уполномочивал), а всё-таки скажу: работалось коллективу с Ивановичем легко. И не потому, что был «мягким», потакал и т.п. Просто он четко знал свое дело, обладал колоссальным жизненным и профессиональным опытом, что позволяло не распыляться, не суетиться…
С теми позициями, взглядами, которых придерживался Иванович, можно согласиться и сегодня. Так, в праздничном номере газеты от 1 января 2011 года главный редактор писал: «Прошедшее с памятного 2 сентября 1990 года время доказало верность и непоколебимость нашего выбора, самодостаточность и жизнеспособность республики. А это значит, что наш общий долг – постоянно работать на благо приднестровского народа, на укрепление могущества страны, её сближение с великой Россией, развитие добрососедских отношений с окружающими государствами… коллегами по Содружеству «За демократию и права народов» – Республиками Абхазия и Южная Осетия, дружественным народом Нагорного Карабаха».
После выборов Президента ПМР в 2011 году Леонид Иванович вынужден был уйти с должности главного редактора. Как предполагают друзья, коллеги, свое расставание с газетой он переживал очень глубоко, притом что внешне, как всегда, оставался спокойным, непоколебимым, шутил…
Не стало Л.И. Ивановича 17 января 2014 года. О скорбном событии так писали коллеги: «После продолжительной тяжелой болезни скончался наш старший товарищ и коллега, выдающийся приднестровский журналист Леонид Иванович Иванович. Журналистское сообщество понесло невосполнимую утрату. Леонид Иванович сочетал в себе таланты журналиста, публициста, и при этом служил для всех нас примером человека с активной гражданской позицией, настоящего патриота ПМР.
Леонид Иванович по праву заслужил почетное звание патриарха приднестровской журналистики. Его учениками являются десятки студентов и выпускников ПГУ, младших коллег по журналистскому цеху…».
Николай Феч, младший коллега, ученик.