Спектакли по пьесе французского автора Франсиса Вебера «Ужин дураков» идут на сценах всего мира уже много лет. В 90-е годы эта комедия с Олегом Басилашвили и Геннадием Хазановым в главных ролях наделала немало шуму среди московской публики, много лет подряд собирая полные залы. Большинство из нас любят и французский фильм, поставленный самим же автором и шедший в российском прокате под названием «Ужин с придурком». Сегодня остроумный, легкий и одновременно глубокий спектакль – на приднестровской сцене. И это событие. Не только потому что любая премьера – событие для театралов, но и потому, что спектакль получился таким, на который хочется идти снова и снова.
В самом начале декабря на большой сцене столичного театра состоялась премьера спектакля «Ужин дураков», которую поставил уже полюбившийся нашим театралам белорусский режиссёр Игорь Малов. Два вечера подряд театр был заполнен зрителями до отказа. Два вечера подряд в закулисье говорили об успехе, о том, что премьера состоялась. Ведь реакция зрителей на происходящее на сцене была более чем красноречива.
Они смеялись, кричали «браво» и замолкали, когда и нужно было замолкать. Когда со сцены говорили о душе человеческой и о том, насколько эта субстанция тонкая, легко уязвимая… Зал чувствовал артистов, понимал то, о чем говорят они, режиссер, да и сам Франсис Вебер в своей пьесе. Психологическая комедия положений с остроумными диалогами и постоянной сменой событий смотрится на одном дыхании, захватывает тебя всецело и заставляет то смеяться, то грустить вместе с ее героями.
На сцене – картины на импровизированных стенах, круглый стол и стулья на переднем плане, небольшой бар и чуть поодаль – софа. По всему видно, что это гостиная состоятельного человека. Сценография Владимира Фрумусаки реалистична, уютна и убедительна. Здесь нет ничего лишнего, но и пустоты нет. Минимализм не ради минимализма, а потому что такое решение достаточно. Это пространство вот уже через мгновение очень гармонично заполнят герои пьесы со своими переживаниями, а вещи станут лишь вспомогательными инструментами для них. Здесь и интрига, и нелепые совпадения, и череда недоразумений, которые заставят зал ждать развязки, будут легко удерживать внимание зрителей. Но эта веселая и даже фееричная история не так проста. Совсем не так, как может показаться на первый взгляд.
Герой пьесы, успешный издатель Пьер Брошан, каждую среду устраивает вместе со своими приятелями так называемый ужин дураков. Приглашая «недотёп», они соревнуются, «чей дурнее». Победитель получает приз. Эта забава, своего рода хобби – главное увлечение Пьера. Но однажды все, абсолютно все пойдет не так.
На роль «дурака для ужина» им приглашен скромный работник налоговой службы Франсуа Пиньон. Он отличается своей страстью делать из спичек маленькие модельки: Танкарвилльский мост, Эйфелеву башню… «Он все свободное время проводит за этим занятием, и что особенно важно, может часами говорить об этом, – рассказывает о своем приглашенном Пьер Брошан. – Для ужина это то, что надо! Более того, дурак со страстью, то есть все шансы выиграть! И сегодня вечером с этим Пиньоном и его макетами, я уверен, дело в шляпе!».
Однако из-за радикулита Пьер отменяет ужин с друзьями, но встречу с Франсуа отменить не удается. Служащий министерства приходит и вместе с изображениями своих макетов приносит с собой целую вереницу катастроф и неурядиц. Искренне пытаясь исправить ситуацию, он всякий раз только усугубляет ее. И вот Пьер Брошан совершенно раздавлен: жуткая боль в спине сковывает, именно в этот вечер от него уходит жена, на его имущество начинает охоту налоговый инспектор. И все это сваливается на голову Пьера вместе с дураком, обещавшим стать «гвоздем» званого ужина и лучшим развлечением вечера.
Очень скоро комедия перестает быть просто комедией, в ней звучат философские нотки, которые в начале спектакля прослушивались слабо. Постоянно ловишь себя на мысли, что герои пьесы словно из твоей жизни. И сколько же франсуа живет рядом с тобой! А может быть ты и сам порой франсуа. А порой циничный пьер, как ни стыдно в этом признаваться. И если стыдно, и если признаешься, то, видимо, спектакль попал в цель. Ведь он способен не только оставить легкое ощущение, чувство, что ты отдохнул, развеялся и улыбнулся. Он способен заставить замедлиться, осмотреться, задуматься. И со всеми этими задачами отлично справляется «Ужин дураков» в постановке Игоря Малова.
Спектакль в двух действиях длится три часа. И пролетает, как одно мгновение. В нем занято 7 актеров. Среди них как опытные, так и начинающие. Играют ярко, порой нарочито утрированно, как часто бывает в комедийных постановках. Но безусловным «центровым» этого спектакля является Сергей Вокуловский в роли недотепы Франсуа. К нему прикованы взгляды зрителей. И даже когда он на время исчезает, удалившись на кухню, по залу проносится шепот: «Почему его так долго нет?». О нем нельзя не думать, на него нельзя не смотреть – не потому, что Франсуа в исполнении Сергея Вокуловского комичен, но потому, что он наполнен, правдоподобен и узнаваем. Мимика, жесты, совиный наклон головы. Глуповатое и одновременно сосредоточенное выражение лица. Мастерская игра актера без ненужных ужимок покоряет. Ему ни к чему дешевые приемы, чтобы рассмешить публику, ему достаточно глубины образа, чтобы сделать его запоминающимся надолго. С самого первого появления артиста на сцене и до самого последнего он неоднозначен, не прочитываем до конца. Хотя его герой – и это парадокс – дурак. Но – дурак ли? Он ли дурак?
Беседуя с женой издателя и уговаривая вернуться ее к мужу, хоть и жестокому, но любящему ее человеку, «дурак» рассказывает свою историю: «Вот уже два года, как от меня ушла жена, и жизнь моя потеряла всякий смысл. Выжить мне помогли мои макетики, хотя в глубине моей души остались одни руины». В финальной сцене спектакля Франсуа словно сбрасывает с себя всю свою «недотёпистость». Он обращается к Пьеру со словами, от которых все разом становится на свои места: «Прежде чем называть кого-то дураком, подумайте об этом дважды!». И на ум приходят другие слова, очень сильные и точные: «Каждый человек, которого ты встречаешь, сражается в битве, о которой ты не знаешь ничего… Будь вежлив. Всегда». Пожалуй, это все. Остальное нужно увидеть собственными глазами в один из выходных вечеров… Потому что какой бы точной ни была рецензия на спектакль, она не в силах передать всей атмосферы. И хотя один из героев пьесы говорит: «Никогда не приглашайте меня на ужин, я всегда буду в сомнении», театр приглашает. Ведь премьерный спектакль только набирает обороты.
Татьяна Астахова-Синхани.