Домой Общество Учитель не имеет права быть неинтересным!

Учитель не имеет права быть неинтересным!

0

Бывают такие педагоги… Нет, по-другому: бывают такие Педагоги, которые стали ими не потому, что образование педагогическое получили,  или судьба так сложилась, или по призванию даже. А потому, что их словно вело что-то свыше, указывая верный, нет, не так, пожалуй, единственно возможный путь. Путь, благодаря которому многие и многие другие станут лучше, счастливее и найдут, в конечном счете, свои пути. И свое предназначение. Верное или даже, наверное, единственно возможное. Хороших педагогов у нас немало: за свои 36 лет и за 8 лет сына я встречала и продолжаю встречать таких. А вот учителей судьбоносных – единицы. И встретить их – счастье. И встретить их – подарок. Который можно получить не только в стенах школы или университета, но и, например, придя на кружок астрономии и археологии в Тирасполе или Бендерах. Сегодня мне хочется рассказать именно о таком Учителе. Встреча с которым для многих стала поворотной. В другую сторону, порой на 180 градусов. К лучшему. Встреча с которым позволила вновь доверять взрослым. Поверить в себя и из так называемых неблагополучных детей вырасти в успешных и состоявшихся личностей.

 

 

Знакомьтесь: Виталий Мельник, педагог, занявший первое место в республиканском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Золотой ключ» в номинации «Педагог краеведческой деятельности», создавший еще в 1988 году кружок астрономии. Там его ученики учились не только наблюдать светила, но и конструировать собственные телескопы. Позже им же параллельно был открыт кружок палеонтологии, затем кружок археологии. Почему-то в кружке большей частью задерживались дети, у которых в школе были проблемы, у которых дома не все было благополучно. Поначалу Виталий Георгиевич не был готов к такому развитию событий. Но, переоценив многое, в том числе и свое предназначение как учителя, стал  изучать, как работать с такими детьми. И нашел к ним ключик, потому как сумел открыть им свою душу. «Теперь вместо того, чтобы освобождаться от неблагополучных подростков, я начал отдавать им всё своё сердце. Работа сразу пошла на лад. Появились тесные дружеские отношения с воспитанниками, а кружок стал напоминать семью, где есть свои традиции, где есть своя история и, конечно, будущее», – рассказывает Виталий Мельник. И было все: и путешествия далекие, и уроки незабываемые, и период распада СССР, когда рухнуло все. Когда походы стали короткими, а дети – голодными. И тогда Виталий Георгиевич устраивал на своих занятиях чаепития с бутербродами, а порой и просто со свежим хлебом для таких детей. Но во все времена, на протяжении всей своей работы и поныне он оставался для них не только наставником, не только другом, но интересным человеком, наполненным, с горящими глазами. Педагогом, у которого все получается. Педагогом, за которым хочется следовать.

– Виталий Георгиевич, Вы ведете кружок астрономии и археологии для детей. Почему именно так, в связке – астрономия и археология?

– Связки бывают любые, даже самые невероятные. Если никто серьёзно не запрещает, то почему бы и нет?!

– А с чего все начиналось, если говорить о педагогике? Как давно Вы работаете с детьми?

– Началось ещё с поступления в педагогический институт, здесь, в Тирасполе. Скажу, что метил не туда, но судьба переиграла. Я потомственный педагог: мама – учительница. Я с ней в школах и пионерлагерях ассистентом с 5 лет. Так вот и стал педагогом. Видимо, подсознательно иначе и не мог.

– Листая Ваши фотографии, не переставала удивляться тому, насколько Ваша жизнь насыщена событиями, любопытством к жизни. Вы учите тому же Ваших воспитанников?

– Да, это всё для них, для воспитанников. Всё для них и ради них. А правило простое, оно же у Макаренко: «Учитель не имеет права быть неинтересным!».

– Расскажите, пожалуйста, где проводятся Ваши занятия (знаю, что есть группы не только в Тирасполе, но и в Бендерах), в какое время и как можно на них попасть? На детей какого возраста они рассчитаны?

– В Тирасполе в ДДЮТ функционируют кружки астрономии и археологии по вторникам, средам и пятницам с 15.00 до 19.00, в кабинете №211. По субботам с 12.00 обычно экскурсия, поход до вечера. В воскресенье мы совместно с детьми и их родителями в походе с 10.00 утра.

В Бендерах в ДДЮТ по улице Московской, 43 работает кружок «Палеоконтакт» с 15.00 до 18.00 по понедельникам и четвергам. Всюду вход свободный. Приходите, приводите деток. Всех примем, от 5 до 18 лет.

– Сегодня новое поколение чаще выбирает те сферы, которые престижны или высокооплачиваемы, что уже почти стало синонимами. Или я заблуждаюсь?

– Если хобби совпадает с профессией, ты – счастливый человек! О! У меня совпало! Хотя на заре жизни рвался поступать в нефтяники. Отец не пустил!

– Виталий Георгиевич, очень интересно заглянуть за кулисы Ваших занятий! Расскажите, как проходят уроки? Чем помимо уроков в стенах кабинета занимается кружок?

– Дети приходят в кружок сами, и сами, только по своей воле и остаются. У меня нет никаких рычагов, чтобы заставить заниматься в кружке помимо воли человека, в этом отличие кружка от школы. Чтобы удержать и заинтересовать ребенка, на каждом занятии нужно открывать нечто чудное и интересное. То есть проводить занятия в игровой форме: эвристическая беседа, мозговой штурм. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Маленькая хитрость – теперь все чаще рассчитываю, что они будут интересоваться друг другом. Наука, на самом деле, мало кого интересует – единицы из тысячи. Остальные занимаются просто ради общения, ради дружбы – это важнее. Вылазки на природу – мой конёк, ради этого купил семь велосипедов б/у. За всю 30-летнюю историю кружка принял в дар и купил шесть надувных лодок большой вместимости. Обожаю водный туризм с детства! Палатки у нас дарёные в основном, около 10 единиц. В общем, было с чем ходить в походы, ездить и плавать. Чем занимаемся и по сей день.

– Что нужно начинающему кружковцу для первого занятия? И делятся ли детки по возрастным группам, знаниям или как-либо еще?

– Брать ничего не нужно на первое время. Потом, когда пойдут в походы и при подготовке исследовательских работ, понадобятся и канцтовары, и туристическое снаряжение. А на группы я детей не делю. Тут особо не поделишь. Другое дело, если приводят родители, тут набор, как в школу. Но в кружке не так. Иной раз и хотел бы взять одного возраста, ан нет, приходят разные. Одни держатся, других не дозовёшься, приходится ценить любого ученика. Конечно, дифференцирую подачу материала, но уже по ходу.

– Родителей удивляет, когда они узнают, что Ваши занятия бесплатны? И даете ли Вы задание на дом (это всегда очень интересует родителей)?

– На самом деле, тут удивляться нечему. Родители чаще бывают против таких занятий. Ну кому сейчас нужна астрономия или археология? Наука? Не престижно! К тому же, что проку в походах? Риск. Нечасто родители у меня бывают союзниками. Но союзники есть! Разные люди, разные стили жизни.
Индиана Джонс не перевёлся. Авантюристов, в добром смысле слова, хватает. Вот я с ними! Насчёт заданий на дом… Если бы я оказался в чём-то скучным, кто бы пришёл ко мне на следующее занятие? Однако тут я использую личный подход. Есть время и случай, когда задания будут! Стиль работы подвижный, гибкий, индивидуальный, чуткий, осторожный. Ошибок мне не прощают…

– Математика, русский, английский… Важность и полезность этих наук в жизни каждого человека неоспорима. Дисциплины, которые ведете Вы, – только ли для души и пытливых умов?

– Как правило, мои ученики поступают в вузы, многие учились и учатся в Москве. И сейчас география моих учеников очень обширна: работа разбросала их по всем материкам и континентам. В письмах благодарят, что, мол, вот, с Вами в походах научились не бояться жизни, приобрели хватку. Есть и политики, и бизнесмены среди моих учеников. Пишут, не забывают… Так что при всей непопулярности такого типа кружков в них есть зерно истины – они учат жить! Ну представьте, в каком учебном заведении ещё научат ставить палатку во время приближающейся бури в незнакомом лесу, ночью, без мамы, без папы?! Согласитесь, порою это лучше учит жить, чем самые престижные курсы!

– Вы верите в Бога? Почему такой вопрос, наверняка удивитесь Вы? Мне всегда казалось, что люди, знающие больше других о космосе и недрах земли, ближе всего к правильному ответу на него.

– В походах атеистов не бывает. Когда смыкаются вокруг тебя тучи, и ты в ответе за десяток чужих детей и не имеешь ни малейшего права на ошибку, кто, кроме Бога, укрепит и поддержит?!

– Расскажите о Ваших учениках, какие они?

– Они разные, они не идеальны, но я горжусь многими. Горжусь, потому что они стойко переносят тяготы, справляются с бурями жизни. Чему и я учу их.

– Случайно наткнулась в Интернете на Вашу творческую работу «Кружковая работа с трудновоспитуемыми подростками». Расскажите, пожалуйста, о таких детках.

– Всё просто: они нуждаются в родительской заботе, и ты пытаешься дать им эту заботу. Выполняешь социальный заказ. Это дети, родители которых работают за границей, – сейчас почти все так живут. Попадают они ко мне без родителей, приходят сами, приводят бабушки. Хожу по школам, делаю объявления. Тут сразу ведь не скажешь, кто он? Из какой семьи? Один воспринимает тебя как авторитет, а другой нет, – и хоть ты тресни! Одного сможешь воспитывать, а другого – нет… Вот и попробуй, определи, кто тут неблагополучный? Обычно жизнь сама подсказывает, какой подход лучше к каждому конкретному ребенку.

– Поделитесь, исходя из своего опыта: педагогика – это что и для чего? И почему не все педагоги могут проникнуть в душу ребенка, расположить его к себе, хотя и являются отличными специалистами в своей сфере?

– Педагогика – это термин «вести за палец». Много теорий о педагогике, это целый параллельный мир, знания о котором фактически не применяют. Жизнь проще, ближе к Богу, к Библии… Простые принципы: «Как хотите, чтобы с вами обращались люди, так и вы с ними…», «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь», «Люби ближнего, как самого себя», «Не бери чужого»… Самые простые принципы. Они просты, но люди, как правило, не соблюдают их, а ищут новые термины, философии, технологии… В системе образования существуют два мира. Официальная педагогика – ею занимаются те, кто не имеет отношения к детям вообще… И педагогика-практика, которой занимаются люди, не принимающие скучных докладов на бесконечных заседаниях, потому что они бесполезны… Они живут простыми библейскими истинами.

– Я знаю, Вы любите путешествовать, пишете стихотворения и прозу. Что сумели в свое время дать Ваши родители Вам такого, что жизнь любопытна Вам во многих ее проявлениях?

– Мои родители – это кочевники, много раз менявшие место жительства, ежегодно путешествовавшие с Урала, откуда мама, в Молдавию, откуда папа… А я был при них, с внутриутробного возраста. Путешествие – норма жизни. Вот этот принцип они мне передали.

Татьяна

Астахова-Синхани.  

Exit mobile version