В начале 90-х как грибы после дождя стали появляться стихийные рынки, базары, пятачки, «толчки», где более успешные предприниматели (на то время «челноки») продавали товар из Польши, Румынии и Турции. Один из таких базарчиков как раз находился недалеко от нашего общежития.
Продефилировав между рядами, мягко сказать, расстроились. Товар у всех заморский, упакованный в шуршащий целлофан. А что могли предложить мы? Кусая губы от обиды и несправедливости мира, мы с Иркой уже было окончательно и бесповоротно решили завязать с предпринимательством, как вдруг заметили на противоположной стороне улицы бойкую торговлю не кофточками из ангоры, а цветами…
Эврика! То, что надо! У нас, конечно, не было цветочных теплиц, но где достать букеты пестрых благоухающих астр, хризантем и прочих представительниц растительного мира, мы уже смекнули. Наше общежитие располагалось в центре частного сектора, куда без промедления и отправились. Выбрали несколько дворов, возле чьих заборов росли приглянувшиеся нам цветочки, и да, опять совершили проступок. Действовать надо было быстро, пока охранники домов – собаки – не успели лаем оповестить хозяев. Из-за спешки и нарастающего страха вырывали цветы без разбора вместе с корнями. Когда операция «ЦветЫ» была завершена, а сердце прекратило биться с бешеной скоростью, взглянули на свою добычу. Основную ее часть составляли дубки и низкорослые астры. «Не густо», – проныла Ирка. «Сейчас приведем их в порядок и продадим всё, вот увидишь!» – ответила я.
Но придать цветам респектабельный вид так и не удалось. В коридоре мы столкнулись с соседкой тётей Галей, которую боялись до дрожи в коленках. Это была высокая статная женщина, с длинными черными, как смоль, волосами, которые она собирала в гульку, и от этого казалась еще выше. Соседка молча, сквозь толстые линзы очков осмотрела нас с ног до головы и задержала взгляд на охапке цветов. «Это что?» – ткнула она пальцем в несчастные растения. «Это нам подарили», – чуть ли не шепотом произнесла я. В горле пересохло, щеки загорелись румянцем. «Опять врёте!» – не унималась тетя Галя. «А ну-ка быстро пошли и вернули цветы туда, где взяли», – повышенным тоном прогромыхала соседка. «Вот это поворот! Как она себе это представляет? Нет-нет, этого точно делать нельзя», – подумали мы с Иркой. «Хорошо», – промямлили мы и попятились к выходу.
Но останавливаться на полпути не собирались. Дождавшись, когда тётя Галя уйдет, со скоростью звука раздобыли на балконе детское ведро, кусок клеёнки и нож. Обрезали корни у цветов, из колонки наполнили ведро водой и отправились на рынок торговать. Клеёнку расстелили на земле, на неё поставили ведро с цветами, которое тут же опрокинулось из-за перевеса, вода вылилась. Это точно был не наш день, но, видимо, упорства нам было не занимать. Желание заработать все еще теплилось в глубинах наших душ. Мы взяли букеты в руки и стали ждать, когда же покупатели облепят нас, как пчелы. Но, увы, цветы покупали у всех, кроме нас. Смеркалось. Горечь обиды подступила к самому горлу. «Идём домой», – предложила я. «А цветы?» – спросила Ирка. «А цветы подарим мамам и тёте Гале». На том и порешили.
Вернулись домой вымотанными и уставшими. Признаться, сил не было ни волноваться, ни бояться. Будь как будет! Родители на то и родители, чтобы чувствовать настроение детей. Мамы без лишних вопросов приняли цветы. В наших глазах они прочитали, что с бизнесом всё кончено раз и навсегда. В ту ночь мы спали без задних ног. Эх, и тяжела же доля предпринимателя!
Кстати, ни одна из нас в будущем так и не стала бизнес-леди. Видимо, урок мы усвоили на «отлично».
Инна Якименко.