Закончилась война, которая оставила матерям сыновьи могилы на старых кладбищах и вечные слезы. Не обошла беда и Каменский район. Не вернулись домой живыми Константин Кипер, Дмитрий Жуковский и Юрий Гаврисевич. Посмертно они награждены орденами Красной Звезды и медалями «От благодарного афганского народа».
Кандагар, Джелалабад… «черные тюльпаны» с «двухсотым» грузом… По многим судьбам они прошлись черной полосой, во многих душах остались болью ран. О том, как начиналась и как закончилась для них афганская война, сегодня вспоминают те, кому посчастливилось остаться в живых. Председатель ОО «Союз ветеранов Афганистана г. Каменки и Каменского района» Олег Соловов:
– Тогда нам, парням, выросшим в мирной стране, было очень трудно. Вокруг все чужое, необычное и непонятное. Чужая жизнь, чужая страна, смерть, подстерегающая на каждом шагу… Наверное, поэтому события тех дней особо врезались в память и остались в ней навсегда. После учебки, которую проходил в Эстонии в городе Тапа, меня вместе с другими новобранцами отправили в Афган (провинция Герат). Попал в особый саперный батальон. Служил водителем-механиком. Уже через неделю принимал участие в военной операции в городе Герат. Тогда по-настоящему почувствовал, что смерть – вот она, совсем рядом. Пули свистели над головой… Старшие товарищи учили: «Хочешь жить – не выходи из-под брони».
Говорят, на войне даже один день – срок немалый. Те, кто побывал в Афгане, полностью согласятся с этим утверждением. Я почти два года прослужил в стране, которая отправила в Союз тысячи «черных тюльпанов» со страшным грузом на борту. Последний месяц перед демобилизацией был особенно трудным. Каждую ночь «духи» подвергали наш батальон обстрелу. К счастью, мне суждено было остаться в живых, и в декабре 1983 года я вернулся домой.
Родители Юрия Окняна только догадывались о том, где на самом деле служит их сын. И лишь перед самой демобилизацией отец осторожно спросил в очередном письме: «Сыночек, ты – там?». «Уже нет», – ответил Юрий, радуясь, что сумел оградить самых близких ему людей от мучительных переживаний. Он и сейчас не очень любит рассказывать о своей боевой юности и о тех самых легендарных «МИ-8», на которых даже трудно сосчитать сколько раз в составе десантно-штурмовой группы летал в Афганистан на боевые задания. Говорит скупо и лаконично: «Службу начинал в Туркмении, в учебном центре. Затем получил назначение в Таджикистан. Попал в десантно-штурмовую группу, в составе которой в течение полутора лет – с октября 1981 года и до конца марта 1983-го – постоянно вылетал в Афганистан. Служил фельдшером, оказывал экстренную помощь раненым непосредственно на месте. Приходилось видеть смерть товарищей. Если говорить о том, было страшно или нет, скажу, ничуть не кривя душой: мы об этом тогда не думали. Сопровождали наши колонны, прочесывали ущелья и кишлаки. От смерти никто не был застрахован. Не могу забыть, как во время одной из операций наше подразделение попало в засаду. Погибло 10 солдат. Был сбит вертолет «МИ-8», в котором сгорел командир экипажа… Бой шел весь день. Только ночью мы смогли перенести в безопасное место наших боевых товарищей, не оставив на поле ни раненых, ни убитых. Там, на чужой земле, мы не просто выполняли интернациональный долг, мы защищали интересы и безопасность своей страны, своего народа».
«Зачехлите пушки, расчехлите души», – сказал поэт, словно споря с другим высказыванием: «Хочешь мира – готовься к войне». Разные бытуют мнения по поводу того, верным или нет было решение руководства СССР о вводе войск в Афганистан, но аксиомой остается одно: эти простые советские мальчики, шагнувшие из мирной жизни в настоящее пекло, заслужили светлую память и истинное уважение.
Людмила МАЛЮТА, г.Каменка.