АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВ
Наступивший Новый год, как можно ожидать, в политическом плане будет не менее насыщенным, нежели год 2016-й. Уже в начале 2017-го в Бендерах произошло знаковое политическое событие – первая за последние восемь лет встреча президентов Приднестровья и Молдовы.
Предстоящий 2017 год обещает множество событий мирового масштаба, связанных, прежде всего, с избранием нового главы исполнительной власти США Дональда Трампа. Впервые за много десятилетий жесткая антироссийская риторика в Белом доме может смениться на конструктивный диалог между президентами России и США, о чем неоднократно заявлял эпатажный Дональд Трамп, будучи еще кандидатом от республиканской партии.
И это дорогого стоит, ведь долгие годы именно антисоветская, а затем и антироссийская политическая платформа обеспечивала беспроигрышные шансы в борьбе за высший пост в стране. Поэтому есть все основания полагать, что взвешенный и прагматичный диалог во многих областях между Россией и США все-таки возможен. Евросоюз, находящийся в фарватере американской политики, все еще движется по инерции, заданной администрацией Обамы, по пути антироссийских санкций, жесткой критики любых политических инициатив Кремля.
Если российский и американский президенты найдут консенсус в своих взаимоотношениях, то с первых же шагов они должны будут продемонстрировать миру позитивные сдвиги в тех планетарных процессах, которые длятся уже несколько десятилетий. Прежде всего, это Ближний Восток – Сирия и Ирак. Естественно, что задачей номер один двух президентов будет борьба с международным терроризмом. И здесь две мировые супердержавы смогут весьма преуспеть в погашении горячей фазы – собственно боевых действий, нейтрализации вооруженных формирований террористов на территории Сирии и Ирака. Впереди, конечно, еще будет нелегкий переговорный процесс между всеми заинтересованными странами-соседями, политическими и религиозными руководителями.
Но и европейский континент требует политической терапии, и здесь с каждым годом все больше и больше проблем, конфликтов, социальных волнений. Политическая элита Старого Света, воспитанная Белым домом в контексте неолиберализма и антироссийской истерии, потребует более деликатных подходов. Здесь нельзя будет обойтись политическими лозунгами или малоперспективными инициативами. Необходимо нечто большее, к примеру – совместное решение старых и новых проблем Европы. Речь идет о вопросах санкций, беженцев с Ближнего Востока, о российско-украинских взаимоотношениях.
Количество сложных противоречий, требующих деликатного подхода, на территории Европы не только не сокращается, но и растет. Вместе с тем, как для экспертного сообщества, так и для политиков, очевидно, становится понятно, что «наскоком» подобные проблемы не решить. Пример Приднестровья в этом смысле весьма показателен – усиление блокады республики в последние годы, инициированное Кишиневом, лишь осложнило молдо-приднестровский диалог и заморозило разрешение многих проблем, непосредственно влияющих на благосостояние людей. О деструктивности такого подхода в Приднестровье говорят уже давно – возможно, в 2017 году к аргументам приднестровской стороны, неоднократно подтвержденным объективной реальностью, внимание возрастет. Тот факт, что уже 4 января в госадминистрации Бендер прошла первая за последние восемь лет встреча президентов Вадима Красносельского и Игоря Додона, говорит о том, что у сторон есть заинтересованность в поиске новых подходов к решению застарелых проблем, которые отвечали бы интересам и Приднестровья, и Молдовы.