Домой Разное Шесть лет и один день, отзвук которых звучит и сегодня

Шесть лет и один день, отзвук которых звучит и сегодня

0

1 сентября 1939-го и 2 сентября 1945 года. Между этими датами – шесть лет и один день. Столько длилась самая ужасная за всю историю человечества война. В Советском Союзе была заведена прекрасная традиция – начинать учебный год уроком мира.

2 сентября 1945 года в Токийском заливе, на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. Пройдёт не так много времени, и бывшие наши союзники начнут «холодную войну» против Советского Союза.

Периодически в тех или иных уголках мира вспыхивали войны и конфликты, в которых в той или иной мере иногда прямо, а иногда косвенно участвовали две тогдашние супердержавы. Несколько раз мир находился на пороге ядерной войны – во время войны в Корее и Карибского кризиса. Хоть и велась США и СССР постоянно игра на нервах, но всё же это был мир, пусть и хрупкий.

Созданная на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме и закреплённая в Хельсинки в 1975 году Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе система послевоенного мироустройства рухнула. Началось объединение Германии. Кстати, Черчилль предлагал создать на территории современной ФРГ девять государств. Сталин, напротив, желал сохранить единое немецкое демократическое и демилитаризованное государство. В конечном итоге из четырёх зон оккупации вышло две страны.

«За что погибали наши деды на полях Европы?» – вопрос отнюдь не риторический. За мир, который бы воцарился на Земле на веки вечные. Этот миропорядок как раз и создавала Ялтинско-Потсдамская система. Вопрос «Благодаря кому она рухнула?» тоже имеет вполне определённый ответ. Вспомните, кто первым признал первую отколовшуюся от Югославии республику – Словению. Германия и Соединённые Штаты. Сегодня все наши бывшие партнёры по Организации Варшавского Договора – члены НАТО. Более того, туда же вошли три прибалтийские экс-советские республики. К Североатлантическому альянсу стремятся присоединиться Украина, Грузия и Молдова.

В освобождении Европы от нацизма участвовало 9 миллионов советских воинов. Из этого числа погибло и пропало без вести свыше одного миллиона. Наибольшие потери Красная Армия понесла, освобождая Польшу, в которой в настоящее время начался процесс сноса памятников воинам-освободителям, – 600 тысяч 212 человек. В Чехословакии погибло 139 тысяч 918 советских воинов; в Венгрии – 140004; в Германии – 101 961; в Румынии – 68 993; в Австрии – 26 006; в Югославии – 7 995; в Норвегии – 3 436; в Болгарии – 977.

Уже после подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 года советским воинам пришлось освобождать датский остров Борнхольм. Местный немецкий гарнизон сдаваться собирался только британцам. Уже после Победы в боях за Борнхольм погибло 25 советских воинов. При этом в плен было взято более 11 тысяч немецких солдат и офицеров. Наши войска на острове пробыли около года, после чего передали его датским властям. Из Болгарии и Финляндии наши войска ушли в 1947 году, из Австрии – в 1955 году, из Румынии – в 1958-м. В Югославии, Албании и Норвегии советские войска вообще не стали задерживаться. Расформированные в 1955 году Южную и Центральную группы войск пришлось восстановить соответственно в Венгрии в 1956 году, а в Чехословакии – в 1968-м.

В большинстве стран, куда в 1944-45 годах вошли американские войска, они находятся и по сей день. Кое-где нашим западным союзникам пришлось повоевать и с местными партизанами. Речь не о коллаборационистах, от которых, например, Прибалтику, Украину и Белоруссию пришлось очищать вплоть до 50-х годов, а о греческой партизанской армии ЭАМ-ЭЛАС, незадолго до этого освободившей свою страну от немецко-итальянско-болгарских оккупантов. Далёкий же от симпатий к Советскому государству уже после того, как Красная Армия вступила на территорию Норвегии король Хокон VII в радиообращении к народу сказал: «Мы следили с восхищением и энтузиазмом за героической и победоносной борьбой Советского Союза против нашего общего врага. Долг каждого норвежца заключается в том, чтобы оказать максимальную поддержку нашему советскому союзнику». Норвегия, несмотря на то, что является одной из стран-основательниц НАТО, одна из немногих стран, где никогда даже и порывов не было осквернить памятники советским воинам. То же касается и Австрии. А ведь австрийцы, лишившиеся в 1938 году независимости, во Вторую мировую войну воевали в составе Вермахта. Тем не менее, они хорошо помнят, кто восстановил после войны австрийскую независимость. К сожалению, этого не хотят помнить чехи и поляки…

Сегодня НАТОвские войска стоят не только в тех странах, которые во время Второй мировой войны освободили американо-английские войска, но и в государствах, освобождая которые, гибли советские воины. Американцы пытаются обосноваться под украинским Очаковом и молдавскими Бульбоаками.

Это тоже последствия крушения Ялтинско-Потсдамской системы. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в финской столице 30 июля – 1 августа 1975 года, содержал в качестве двух основополагающих, но взаимоисключающих принципов послевоенного устройства в Европе нерушимость границ и самоопределение народов. Как был соблюдён первый, красноречиво свидетельствует тот факт, что вместо 33 его первоначальных подписантов в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству является правопреемником СБСЕ. – Прим.) сегодня входит 57 государств, в том числе 15 бывших советских, 6 югославских и 2 чехословацкие республики. Что же касается права народов на самоопределение, то этот принцип действует избирательно. Для выхода Черногории из Союзной Республики Югославия хватило 55,5% голосов, отданных на плебисците 21 мая 2006 года. В том же году, 17 сентября 97,1% участвовавших в референдуме приднестровцев проголосовали за независимость нашей республики. Но это волеизъявление народа предпочитают на Западе не замечать.

Сергей СТЕЛЕМАХ.

Exit mobile version