Они привлекли всеобщее внимание. Горожане в те июньские дни 1990-го валом валили на набережную, чтобы посмотреть на это чудо. На Днестре в аккурат напротив гостиницы «Аист» стояли настоящие боевые корабли.
Небольшие, но всё же вооружённые. Правда, находились и скептики, которые с видом знатоков выносили вердикт: «Киношная бутафория!». Тирасполь действительно несколько раз становился съёмочной площадкой, но на сей раз всё взаправду.
Три артиллерийских катера 116-й Краснознамённой бригады речных кораблей Черноморского флота – наследницы легендарной Дунайской военной флотилии. Моряки-дунайцы свою реку знали как собственные пять пальцев. Дружественные визиты в придунайские страны были нередки. Поднимались, как в 1945-м, и до Вены… Доводилось кораблям бригады выходить и в море. За год до появления у нас они участвовали в масштабных учениях под Одессой.
Прибытие в Тирасполь тоже было учениями. Официально это называлось «штурманским походом» по маршруту Измаил-Тирасполь-Измаил. Читателям, не слишком сведущим во флотских делах, поясним – это тренировка для судоводителей, штурманов и штабных офицеров по отработке действий в незнакомом районе. О небудничности этой затеи говорит тот факт, что старшим в этом походе был сам командующий бригадой капитан первого ранга Владимир Исаков.
В 2009 году в санкт-петербургском издательстве «Тайфун» (любители истории военно-морского флота наверняка знают его по одноимённому журналу) вышла книга «116-я Краснознамённая бригада речных кораблей Черноморского флота». Это альманах, представляющий собой очерки по истории этого соединения, сдобренные воспоминаниями ветеранов.
Среди последних есть и рассказы о том самом штурманском походе в том числе Владимира Исакова. «С учётом требований безопасности плавания на малых глубинах и при большой осадке АК-527 был установлен эхолот для замера малых глубин, что позволило в штурманском походе в Тирасполь обойтись без лоцмана», – вспоминает Владимир Исаков. Правда, возникли и непредвиденные обстоятельства. Флагманский катер АК-527 не мог ни по высоте, ни по осадке пройти под мостом через Днестр в районе села Маяки. «Пришлось проявлять чудеса изобретательности. Завалили мачту, перегрузили боезапас, слили пресную воду, сгрузили всё лишнее имущество и сняли экипаж. За штурвалом остался один старшина команды мотористов, который и провёл корабль под мостом», – вспоминает ещё один участник похода, ныне капитан 1-го ранга в запасе Владимир Малыгин.
Хотя, по его словам, моряки старались идти крайне осторожно, но эксцессов с местными недисциплинированными рыбаками избежать не удалось. «Одна из лодок, нарушив правила плавания, умудрилась пересечь курс нашего конвоя, заметалась и перевернулась. Пришлось вылавливать нерадивого рыбака из воды и вместе с лодкой поднимать на борт арткатера. Так с лодкой и рыбаком на борту мы прибыли в столицу Приднестровья», – рассказывает о случившемся Малыгин.
По воспоминаниям очевидцев, многие горожане спрашивали моряков: «А вы теперь здесь всегда будете?». Устанавливать деловые связи с местными властями пришлось заместителю похода по политчасти, которым и являлся Владимир Малыгин. «Собрав небольшую делегацию актива, я прямиком направился в центральное здание города – горком партии. Узнав о цели визита, нас принял первый секретарь горкома ВЛКСМ… Был выделен транспорт и организованы экскурсии для участников похода по историческим местам, на ведущие предприятия, где нас ждали с распростёртыми объятиями. Культурная программа получилась очень насыщенной, практически все дни пребывания расписаны по часам. Единственно, нам не удалось попасть на знаменитый винно-коньячный завод «Квинт» и отведать его продукцию», – пишет на страницах «тайфуновского» альманаха Владимир Малыгин. В Тирасполе корабли пробыли три дня, после чего поднялись до Бендер и легли на обратный курс.
Кстати, это уже не первый штурманский поход по этому маршруту. Впервые моряки-дунайцы посетили Тирасполь в июне 1959 года. Тогда у нас побывали штабной корабль «Десна», 8 бронекатеров, 7 тральщиков и 7 катеров-тральщиков тогда ещё Краснознамённой Дунайской флотилии – прародительницы 116-й бригады. К сожалению, подробностей об этом визите найти пока не удалось.
В 1995 году после раздела Черноморского флота 116-я бригада была расформирована. Часть кораблей досталась Украине. Другая отошла к России, включая и три катера, побывавшие в июне 1990 года в Тирасполе. Они стали российскими и после расформирования бригады перешли на Каспий. Два из них – АК-248 и АК-224 – относились к проекту 1204. Также эта серия известна, как «Шмель».
Кстати, не так давно мы упоминали (в статье о прогулочных теплоходах «Молдавия» и «Николай Грибанов») талантливейшего инженера-кораблестроителя Юлия Бенуа. «Шмели» – тоже его детище. Но главный конструктор год не дожил до их воплощения в металле. Головной катер серии был сдан флоту в 1968 году. Всего их построили 118 единиц. Что же касается флагманского корабля того похода АК-527, он относился к другому проекту. Был по всем параметрам крупнее «шмелей» и, как говорилось выше, не пролезал под мостом. Этот корабль разрезали на металл в 2012 году. «Шмель» АК-224 покинул строй и того раньше – в 2001-м.
Из участников «Тираспольской эпопеи» остался только один – АК-248. В прошлом году он вместе с ещё несколькими собратьями по проекту 1204 участвовал в главном морском параде на День ВМФ в Санкт-Петербурге. В настоящее время он несёт службу по охране Крымского моста. А вдруг этот «Шмель» и завтра «прожужжит» на Неве?! Парад будут транслировать центральные российские каналы. Если увидите на экране катер в камуфляжной окраске с бортовым номером «047», знайте – это он!
Александр Никитин.
Редакция газеты «Приднестровье» особую благодарность выражает члену совета ветеранов войны, труда и Вооруженных сил г. Тирасполя Николаю Федотовичу Крецулу за предоставленные материалы для этой статьи.