Не так давно участник одной из приднестровских групп в «Фэйсбуке» решил поделиться очень удачной фотографией редкого насекомого. К слову, автор иллюстрации еще и правильно его представил – синекрылый шмель.
Действительно, очень красивое насекомое. Черный с синим отливом и крыльями, разнящимися в цвете от голубого до темно-синего и фиолетового. Автор фотографии и небольшого комментария к ней рассказал, что встретил этого красавца на клумбе в республиканской клинической больнице. И сделал вывод, что данный вид, занесенный в Красную книгу Украины, оказывается, появился и в Приднестровье, а, следовательно, с экологией у нас не все так уж и плохо. И вот здесь-то и вышла небольшая промашка, ибо синекрылый шмель «обитает» и в Красной книге ПМР, причем даже два его вида – ксилокопа обыкновенная и ксилокопа фиолетовая.
«Синекрылый шмель» – это одно из названий, и, с точки зрения классификации животных, неверное. Потому что он не шмель, а представитель семейства цветочных пчел. Второе его имя – пчела-плотник. Третье (научное), как уже было сказано, – ксилокопа. Почему плотник? С равным успехом синекрылого шмеля можно было бы назвать и пчелой-архитектором. Он и в «градостроительстве» знает толк. Именно способность этого шестиногого искусно работать по дереву и стала первопричиной его редкости. Нет, не подумайте, он никакой не вредитель лесных насаждений. Напротив, очень даже полезное насекомое, которое способно собирать пыльцу с цветов, имеющих длинный венчик. Правда, при этом немного страдает эстетика цветка: работая мощными челюстями, шмель-пчела прогрызает в лепестках отверстие, через которое умудряется дотянуться до «нектаропровода». Обычные пчелы на такие подвиги не способны. Как и шмели, пчелы-плотники обладают «волосатыми ногами». Еще один признак, почему их отнесли первоначально к шмелиному роду-племени. На волосках собирается значительное количество пыльцы. А чтобы она крепче держалась, насекомые обрабатывают ее смесью слюны и нектара.
Герои повествования летают не столь быстро, как привычные нам пчелы, но если проводить аналогии с авиацией, то можно сравнить со всепогодными реактивными самолетами. Им и сильный ветер нипочем. Да и в дождь спокойно летают. А еще их можно причислить среди опылительно-медоносной шестиногой братии к «дальней авиации». Преодолеть десяток километров с гаком в непогоду для них плевое дело. Именно все эти способности синекрылых «пчело-шмелей» давно взяли на заметку производители меда за рубежом. Безуспешные попытки поставить ксилокоп на службу сельскому хозяйству, а именно: пчеловодству, в очень многих странах предпринимают до сих пор. Как говорится, Бог в помощь! Дерзновение приветствуется. В конце концов и бортники когда-то из диких пчел сделали обитателей искусственных
ульев. Пчелы-плотники – индивидуалы. Есть пчела, есть трутень, и есть их потомство, которое вскармливают оба родителя, вылетая попеременно на поиски пыльцы и нектара. Пасечный рой из них создать пока не удавалось. Пчелы-плотники предпочитали обособляться. Тем более, что их летные, а заодно и заложенные природой плотнические и архитектурные навыки позволяли снять отдельное жилье.
Они любят сухостой мягкой древесины. Здоровые деревья не портят. Не любят и старые дубы, буки, грабы и т.д. Не по зубам. Зато в более податливом сухостое с мягкой древесиной ксилокопы творят чудеса. Они строят многокомнатные жилища для себя и будущего потомства. Поэтому в Красной книге ПМР среди факторов, препятствующих распространению обеих наших ксилокоп, кроме отлова коллекционерами и использования пестицидов, значится также вырубка сухостоя.
Что касается коллекционеров, то не советуем охотиться на этих насекомых. Они мирные, не агрессивные и где-то даже трусоватые, но если уж придется защищаться, то тут в ход пойдет жало с ядом. А он куда болезненнее, чем у обычных пчел. Если же укол придется в горло, то это практически стопроцентная смерть от удушья. Поэтому, если они вам попадутся, лучше понаблюдайте за ними со стороны, не размахивая руками и не пытаясь поймать или прихлопнуть. Не факт, что вам попадется безобидный трутень. А вдруг пчела? Ксилокопы и крупны, и ярки, и летают достаточно шумно. Поэтому не заметить их невозможно.
Кирилл Нефедов.