Домой Общество Эндшпиль в Бендерах

Эндшпиль в Бендерах

0

Как связаны американский шахматист, шведский король, французский классик и головоломка «15».

Когда я слышу о человеке что-то вроде «он был очень исполнительным и добрым, его все уважали и любили», то наперед знаю: либо это слишком сладкая лесть, либо можно только позавидовать занудству такого персонажа. Наше внимание другие люди обычно привлекают отнюдь не положительными чертами. Да и кто из нас не становился участником анекдота с привкусом «испанского стыда»?

Порой такие анекдоты ждут своего череда годы, десятки лет, столетия, чтобы стать историей. «Иногда ради забавы он играл в шахматы. И если мелочи могут показывать человека, то стоит сказать, что в игре сей Карл всегда ходил королем и употреблял его чаще всех других фигур, отчего и проигрывал все партии. Он жил в Бендерах среди полнейшего изобилия, столь редкого для побежденных изгнанников. Кроме более чем достаточной провизии и пятисот экю в день, которыми щедро одаривала его Порта, он получал еще деньги от Франции и занимал у константинопольских купцов.

Множество иностранцев приезжали из Константинополя, чтобы увидеть его. Соседние турки и татары стекались толпами, и все смотрели на короля с восхищением и почитанием. Видя его неукоснительное воздержание от вина и непременное присутствие дважды в день на богослужении, они говорили: «Вот истинный мусульманин» – и горели нетерпением идти с ним на покорение Московии».

Так о шведском короле Карле XII, жившем в Бендерах, писал Вольтер. Имя французского писателя у всех на слуху, а вот читают его крайне мало. И зря. Это позже он станет важнейшим просветителем XVIII века, а европейскую известность ему принесет как раз его биографический роман об одиозном (и очень любимом Вольтером) короле и его соперничестве с Петром I. События в Бендерах представлены Вольтером как одни из важнейших в тогдашних распрях между Россией, Швецией и Турцией.

Особого внимания заслуживает деталь о полюбившейся в Бендерах Карлу XII игре в шахматы. Он действительно любил заводить короля на самую середину доски. Шахматисты вполне ясно ответят вам, что в большинстве случаев это верный путь к поражению. И это как нельзя лучше рисует эксцентричный нрав шведского правителя! Другие государи предпочли бы закрыться в рокировке, но только не Карл XII, находившийся на земле, на тот момент принадлежавшей туркам! За день физических занятий во время «бендерского сидения» он утомлял трех лошадей и всех своих подчиненных.

Кстати, Вольтер тоже очень любил шахматы и тоже почти всегда проигрывал в них своему другу священнику-иезуиту: «Я люблю шахматы, однако постоянно терплю поражения от отца Адама, который безжалостно расправляется со мной! Всё имеет свои пределы! Почему я в шахматах для него – объект насмешек?».

Дело в том, что Карл XII рассматривал события на шахматной доске как простое отражение того, что происходит на полях сражений. Он не расставался с клетчатой доской даже в самые драматические моменты своих боевых кампаний. А любовь к перемещению короля в центр доски объясняет тот исторический факт, что этот монарх-воин всегда находился в гуще реальной схватки. Вольтер несколько преувеличил: фавориты, находившиеся при государе в Бендерах, всегда были начеку, чтобы по рассеянности не поставить ему мат. А то мало ли, каким окажется гнев импульсивного Карла…

Неудачи не могли заставить воинственного шведского короля переменить свою тактику. Жизнь, как шахматную доску, он видел в двух тонах: белом и черном. Победа или поражение? В шахматах также бывает ничья или пат, но уж этого Карл XII точно не допустил бы. Так что Бендеры впору называть мировой столицей философских шахмат!

Но там, где заканчивается одна история, всегда начинается другая. Более чем через сто лет в Филадельфии (США), в семье агента по продаже недвижимости родился Сэмюэль Лойд. Он быстро научился играть в шахматы и уже с четырнадцати лет начал сочинять и публиковать в газетах шахматные задачи, коими и стал известен на весь мир.

Как до того Вольтера, американца крайне заинтересовало пребывание шведского короля в наших краях. В 1859 году он даже придумал известнейшую шахматную задачу с прозаичным названием «Карл XII в Бендерах». Однажды, пишет Лойд, его партия с министром К. Гротузеном, который составлял королю компанию, пришла к этой позиции (см. рисунок).

Обдумав ее, Карл, игравший белыми, объявил партнеру мат в три хода. Но он не успел показать, как это сделает: в окно влетела неприятельская пуля и в щепки разнесла белого коня. Не прекращая игры и не обращая внимания на волнение Гротузена, Карл попросил поставить другого коня, но потом передумал, рассмеялся и воскликнул: «Коня я вам дарю. И без него объявляю вам мат в четыре хода».

Как только он это произнес, просвистела вторая пуля и сбила пешку h2. Карл призадумался, а через некоторое время ликуя сказал: «Я нашел! Как бы вам ни помогали турки, от мата не уйти. Сообщаю, что вам следует мат в пять ходов».

Надо сказать, задача достаточно трудная, и не каждый мастер этого интеллектуального спорта ее решит. Что же до Лойда, то он, конечно же, придумал всю историю от начала до конца. Но красиво же завернул! И при этом нельзя поверить, вспоминая, что писал о Карле Вольтер и что рассказывали о его заведомой проигрышной шахматной тактике современники.

Что до игры в «15», то тут все просто. С 1891 года до самой смерти Сэмюэл Лойд утверждал, что изобрёл очень популярную в советское время головоломку именно он, и долгое время считалось, что это действительно так. Однако существуют доказательства того, что он не был причастен к созданию «пятнашек». Настоящим изобретателем головоломки оказался Ной Палмер Чепмэн, почтмейстер из Канастоты.

Для чего Лойду нужна была мистификация со своим якобы участием в изобретении «пятнашек» – неизвестно, но свое имя в историю он вписал. Равно как и отличился еще одной «липой» о том, что Карл XII был отличным игроком в шахматы. Сейчас мы это ни доказать, ни опровергнуть не сможем. Ясно лишь то, что события в Бендерах 1713 года с неведомой и почти мистической силой привлекали и привлекают интерес мыслителей разных стран и разных эпох. Если Карл XII осознавал Бендеры «серединой шахматной доски», то завершить партию в том положении ему не удалось. Ему пришлось возвращаться на «свою половину доски»: турецкий султан под давлением России и европейских держав распорядился силой выпроводить Карла из Бендер. Убили его то ли шальной пулей, то ли в результате заговора и покушения. Карл XII стал последним монархом Европы, павшим на поле боя. Играй он не в шахматы, а в «пятнашки» (к сожалению, на тот момент еще не придуманные), то и жизнь его бы пошла бы по иному пути. Да и для героических Бендер это оказалась не последняя шахматная партия: после темной ночи следует ясное утро, а после напряженного «эндшпиля» – неторопливый «дебют».

Никита  МИЛОСЛАВСКИЙ.

Exit mobile version