Вселенная Стивена Кинга возвращается
«У всех местных на душе грех или сожаление. Клетка собственного изготовления. Конец истории печальный. О том, как мы докатились до этого. «Это не я, это всё город», – вот что мы говорим. Но и за этими словами история, это ничего не меняет. Может, что-то и делает из тебя чудовище, а может, ты был им всегда».
Генри Дивер.
Этим летом на экраны вышел новый сериал компании «Hulu» под названием «Касл-Рок», основанный на произведениях Стивена Кинга. Сериал, первый сезон которого состоит из 10 эпизодов, повествует нам о маленьком городке штата Мэн, где всё и вся наполнено тайной, отчаянием и безнадежностью. Убийства, несчастные случаи – вот что стало уже основой повседневной жизни его жителей.
Данный сериал – это еще одно сотрудничество великого американского автора и продюсера Джей Джея Абрамса, а также Стивена Кинга, вместе они уже работали над адаптацией другого романа, «11/22/63», еще в 2016 году.
Первый сезон рассказывает нам об адвокате Генри Мэтью Дивере (актер Андре Холланд), работа которого – оспаривать смертные приговоры. Он возвращается в Касл-Рок после долгого отсутствия из-за звонка странного неизвестного молодого человека – Малыша (The Kid).
Он был найден сотрудниками в заброшенной части тюрьмы Шоу-шенк, и никто не знает, как он туда попал. Диверу предстоит решить множество загадок, которые, в том числе, касаются его прошлой жизни, а поможет ему в этом его подруга детства Молли Стрэнд.
Каждая серия фокусируется на конкретных персонажах и на том, как они адаптировались (или нет) к жизни в городе, который борется и который одновременно духовно болен. Все они – часть этого города и представляют собой некие «пазлы», которые ведут к разгадке или же, наоборот, путают нас.
«Касл-Рок» умудряется не на шутку интриговать. Даже во время своего неторопливого начала он забрасывает сюжетные удочки и вешает на стену ружья, ожидание выстрела которых заставляет смотреть дальше. Появляются лишь новые вопросы и тайны. И даже если вы не любитель триллеров, с первой же серии вас увлекут за собой загадки сериала, самой интересной из которых является главный герой, вернувшийся в родной городок.
Яна КИСЕЛЕВА, студентка ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Русские поэты
Я иду с работы домой, покупаю в мини-маркете батон и триста граммов колбасы «Оливье», а также сахар и подсолнечное масло, и на выходе из магазина встречаю Сено. Его трясет из стороны в сторону, футболка с надписью «Do you believe in God?» на нем грязная и пропахшая потом, он просит у меня пару рублей, а желательно –
десять.
С Сеном (его на самом деле зовут Алексеем, а фамилию не помню – прозвище, вроде бы, было ее производным) я в одном возрасте играл за детскую футбольную команду. Он и сейчас весь рыжий, только веснушки, как и глаза, уж очень поблекли, а в руках, несмотря на молодой возраст, уже тремор.
– Моряк же сидит, дали полтора года, – сообщает он мне последние новости. – Ограбил бабу, знакомую свою. А Миша без двух пальцев же, его никто на работу не хочет брать, а дворником он сам не хочет.
Я, кроме шуток, верю, что он – русский поэт, мне даже не нужно читать его стихов, чтобы убедиться в этом. Он много больше русский поэт, чем те, кто издают свои тощие книжицы по сто экземпляров со стихами о том, как они целовались под луною. Александр за пять минут успевает рассказать нам о своей судьбе. На Западном его ждет одна из его муз. Затем он все-таки сознается, что десять рублей ему нужны вовсе не для поездки к даме сердца, а для того, чтобы сходить в «наливайку». В руках у Александра увесистый блокнот, но он не торопится читать из него стихи. Он знает им цену.
Русские поэты не любят прикрас. Им хватает и того бесцветного водочного сока, коим можно напитать свою внутреннюю лиру. Не так давно по утрам мы встречали около круглосуточного магазина еще одного скромного любимца муз Андрюху. Когда-то он поведал нам о том, что впереди его поджидает нетленная поэма, которой не будет равных, и стал нашим любимцем. С сентября по май Андрюха (пусть ему под 50, но он молод душой) ходит по улице в эффектной шапке, доставшейся ему в наследство от деда, который был одним из главных революционеров Мариуполя, а потом сидел за то, что обворовывал соседей. На его умном лице всегда присутствует та неуловимая усмешка, столь характерная для всех русских поэтов, и неутолимая боль в глазах. Такая предрассветная боль, с которой он читает нам стихи на рассвете и о рассвете в надежде, что мы дадим ему еще рубль.
Ржится рожь, овес овсится, чечевица чечевится. У русских поэтов старшего поколения, как на дрожжах, растет молодая смена. Сергея Е. я знаю с юных лет. Он завсегдатай всех мероприятий и компаний, где есть что-то бесплатное. С юных же лет он высоко котирует Сергея Есенина и всячески пытается ему подражать. Он любит курить, но своих сигарет не имеет, поэтому «стреляет» их у прохожих. Он любит поесть, но за чужой счет. Он обожает выпить. Однажды он, прочтя еще одно свое неровное стихотворение, взял бутылку водки и решил выпить ее залпом. Через пять секунд содержимое русского поэта уже выливалось вниз, и ему была вручена тряпка для мытья пола. Сергей не гордый – если его посылают куда подальше, он все-таки останется в этой компании, чтобы допить из чужого стакана или доесть чужой бутерброд. Жалей, зови, плачь.
Вспомнив галерею «русских поэтов», живущих в нашем городе, я окликаю недалеко отошедшего Сено и даю ему еще пять рублей – за то, что он не пишет стихов, а печется о судьбе Моряка и Миши без двух пальцев.
Никита МИЛОСЛАВСКИЙ.
Дедушка киберпанка
Научная фантастика переживает не лучшие времена. Кризис после расцвета в середине XX века был неминуем: сейчас, когда все технологии уже изобретены, изобрести велосипед достаточно сложно. Контакты с нечеловеческим разумом тоже как-то не комильфо: на дворе 2018 год, а на Марс, несмотря на все прогнозы фантастов, мы так и не полетели (и к нам с Бетельгейзе тоже никто не прилетел).
Фантастика потерпела сокрушительное поражение от телесериалов на тему зомби-апокалипсиса и компьютерных игр – тематика та же, но сейчас они более востребованы! В наших книжных магазинах все больше встретишь фэнтези от Терри Пратчетта, сагу о метро от Глуховского и все те же пятьдесят оттенков для читающих дам. В начале 90-х, когда начался закат НФ, уже подрос молодой жанр киберпанка, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Пожалуй, самый популярный в этой волне Уильям Гибсон как нельзя лучше отражает суть жанра: паранойя, связанная с тотальной слежкой, аэромобили, кружащие среди небоскрёбов, и человеческие мозги, подключенные к компьютеру. Но и киберпанк нынче себя изжил из-за «обречённости» всех прогнозов: мы сейчас, как вы понимаете, не на аэромобилях летаем, а ездим на бензиновых колымагах, пригнанных из Германии, какая тут фантастика.
И именно в кризис научной фантастики вспомнили об авторах середины XX века. Поднялся интерес к Стругацким, Лему, да тому же Ивану Ефремову (который, как нас стараются убедить, был английским шпионом и пришельцем!). А с полки американских писателей вытащили дедушку этого самого киберпанка Филипа Киндреда Дика. В советское время его не переводили, потому пророчества этого фантаста стали настоящим откровением.
В СССР его таки однажды опубликовали, о чем он сам написал незадолго до своей кончины: «В 1950-е журнал «Огонек» украл один из моих рассказов – напечатал без разрешения. Тираж у него полтора миллиона, это журнальный аналог «Правды». Я им написал, и они заплатили мне со своего счета в каком-то банке на Уолл-Стрит, даже выслали авторский экземпляр. Но на почте его конфисковали как коммунистическую пропаганду».
Зато после смерти Дика на него свалилась нешуточная известность. Во многом благодаря его идеям, которые использовали в «Матрице», «Пророке», «Бегущем по лезвию», «Вспомнить все» и другим кассовым фантастическим кино. Если Стивен Кинг разрешает экранизировать молодым режиссерам свои книги за символическую плату в 1 доллар, то почившим в бозе Филипом Диком им-то точно грех не воспользоваться.
Итак, что же предсказал обитавший в США периода «холодной войны» Филип Дик?
Создание сверхразумных роботов. Он был уверен, что те будут один в один похожи на людей. Многие андроиды даже не подозревают, что они роботы, и, как в романе «Мечтают ли андроиды в электроовцах», только тем и занимаются, что убивают своих хозяев-людей. Современные японские роботы становятся все более и более человекоподобными…что дальше?
Распространение синтетических наркотиков. Их принимают герои романа «Помутнение», называя данные препараты «медленной смертью». Разве это не тот же самый спайс, прогремевший в конце двухтысячных годов?
Системы слежки. На параноидальной волне Дик был уверен, что на человека возможно нацепить «видеожучок», который будет записывать все, что с ним происходит, о чем писал, например, в романе «Лейтесь, слезы». Сейчас такую вещицу можно установить в любом подъезде, дабы злостные соседи не бросали окурки где попало.
Компьютерные программы. В 1954 году смысл рассказа «Команда корректировки» был вовсе не понятен. На глазах главного героя мир «зависает», подобно компьютерной загрузке. В полудреме он видит, что мир контролируется и «подчищается» кнопкой «Удалить», словно рабочий стол компьютера, уже не первый век.
К счастью, самые пессимистические прогнозы Дика пока и не думают сбываться. В одном из его романов перенаселение Земли приводит ООН к дивной мысли о том, что пора бы отправить пару миллионов людей колонизировать Луну и Марс. В упомянутых уже «электроовцах» ООН предлагает людям создавать внеземные колонии, потому как на Земле опасно оставаться из-за радиоактивной пыли. На то она и научная фантастика, чтобы не становиться былью!
Андрей РАДЛОВСКИЙ.