День Победы – смыслообразующий праздник, трапеза победителей, как таинство… Недаром и сама война называется «Священной». В столице в рамках мероприятий, приуроченных к 9 Мая, прошла традиционная землянка – одно из ключевых звеньев победной эстафеты.
Во дворе Тираспольского объединенного музея многолюдно. Здесь собрались первые лица государства, представители госадминистрации, общественных организаций. Школьники с цветами и памятным выпуском газеты «Правда» за 1945 год встречают ветеранов. Естественно, волнуются. Подходят гости. Но нельзя не заметить, что собственно ветеранов Великой Отечественной войны среди них немного. Сколько? Десять человек? Больше или меньше…
Ветеран Лидия Алексеевна Гросберг рассказывает, что в 1996 году в Тирасполе было до двух тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Сегодня – около шестидесяти. Далеко не все в состоянии выйти из дома.
А ведь мы знали, что так будет, слышали знаменитые строки: «Нас всё меньше и меньше, а ведь было нас много. А ведь было нас столько, аж ломалась дорога…».
«Эх, дороги, пыль да туман…». Знаменитая песня звучит в исполнении ветеранского хора «Красная гвоздика». Выступает и много молодых исполнителей: талантливых, профессиональных. Но, да простят меня мои ровесники и те, кто помладше, что-то отличает это исполнение от ветеранского. Вероятно, какие-то вещи, интонации души, невозможно передать, не пережив чего-то, не заглянув в глаза войне…
Людмила Михайловна Пшатова, председатель одной из ветеранских организаций Тирасполя, пережила оккупацию под Кировоградом. Отец отправил их с мамой к бабушке, в более безопасное место. Но в Кировоград они прибыли почти одновременно с фашистами. Говорит, ей никогда не забыть, как гитлеровцы построили людей и выкрикивали «юдо», «юдо», чтобы им выдали евреев. А она-то думала, что это её зовут по имени: «Люда». Хотела выйти из строя: думала, может, па па её ищет, но люди удержали за руку.
Отец и брат Ирины Иосифовны Кожухарь участвовали в Ясско-Кишиневской операции: Драчинский Иосиф и Драчинский Алексей, оба сражались на Кицканском плацдарме. Как в тумане помнит сестра последнюю встречу с братом. Мама Елена Семёновна, по-матерински причитая, благословила сына на ратный труд, желала ему возвращения домой с Победой. Но Алеша не вернулся. гвардии младший сержант Алексей Драчинский, командир отделения 310-го гвардейского стрелкового полка, погиб в кровопролитных боях за Венгрию.
Вот почему такое смятение читается в глазах ветеранов, когда их спрашивают: «Как вы относитесь к войне?». «Я не участвую в войне – она участвует во мне. //И отблеск Вечного огня дрожит на скулах у меня».
Вот почему собравшиеся в «землянке» понимают друг друга с полуслова. Полевая кухня для них – семейный очаг. Солдатская каша и фронтовые сто граммов – элементы таинства: «Мы солдатское лихо вместе с кашею ели». И только невыразимо жаль, что уходят, продолжают уходить боевые товарищи.
Об этом говорит Президент Вадим Красносельский: «Ветераны выстояли, победили, отстроили страну. К сожалению, поколение победителей уходит, и я бы очень не хотел, чтобы с ветеранами ушла и наша история, дух Великой Победы. Я очень благодарен приднестровскому народу за то, что он свято хранит память о подвиге советского солдата», – подчеркивает глава государства.
Эстафета памяти, и правда, передается нам, потомкам. Это не просто ознакомление с вехами истории, не просто участие в ежегодных торжествах. Куда важнее – чувство сопричастности, стремление понять, прочувствовать, что пережили наши отцы и деды, желание быть достойными их подвига. Только так можно победить в войне за память о Победе.
«С большой болью приходится говорить о том, что сегодня в некоторых государствах поднимают голову и фашизм, и нацизм, – констатирует Вадим Красносельский. – Идет героизация тех, кто сопротивлялся Великой Победе. Но я убежден, что время расставит все на свои места. А те государства, которые не ценят свою историю, не ценят подвиг своих отцов и дедов, обречены».
Потом, общаясь с журналистами, Президент дал понять: отношение к войне, с его точки зрения, не может быть «нейтральным». «У меня воевали оба деда и прадеды, – сказал Вадим Красносельский. – Отец пережил оккупацию ребенком, участвовал в других войнах».
Глава Правительства Александр Мартынов также отметил, что воевали оба его прадеда. Оба погибли: один – при героической обороне Одессы, а другой – при штурме Берлина. «Благодаря подвигу красноармейцев, тружеников тыла, мы, будущее поколение, имеем возможность жить под этим мирным небом, жить как свободные люди и разговаривать на родном языке», – заметил Александр Мартынов. Обращаясь к ветеранам, он добавил: «Оставайтесь с нами подольше, Вы для нас являетесь истинным примером служения Отечеству».
В семье приднестровцев, пожалуй, нет человека, которого бы ни коснулась война. Ветераны для нас – живая история, подлинные герои, о которых когда-то будут говорить и уже говорят, как о былинных богатырях, славных русских витязях Евпатии Коловрате, Александре Невском, Дмитрии Донском, Минине и Пожарском…
Но у нас перед грядущими поколениями есть несомненное преимущество. Мы можем о себе сказать, что видели героев, участников Сталинградской и Курской битв, были их современниками…
Наши герои из плоти и крови, они реальны, они конкретны. Поэтому они уходят. Ибо человек не вечен, но бессмертен полк.
Николай Феч.