-1 C
Тирасполь
Вторник, 26 ноября, 2024

Популярное за неделю

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Волшебство от «Типара»

В цехах этого предприятия можно увидеть как абсолютно новое...

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Солнечное искусство Виктора Завьялова

Этого события рыбничане ждали с нетерпением, как ждут встречи...

210 лет… Секрет парканского долголения

В день празднования Собора Архистратига Михаила в Парканах отмечают храмовый праздник. По традиции, день начинается с литургии в Михаило-Архангельской церкви, затем проходит концерт в Доме культуры с участием народных коллективов, исполнителей болгарских песен и танцев.

Обычаи, традиции, родной язык… Для жителей села – слова, полные глубокого смысла. В Парканах прилагают усилия для сохранения исторического наследия. В планах – создание краеведческого музея, призванного сберечь память о земляках, их образе жизни и выдающихся достижениях.

Об истории села рассказывает Валентина Обручкова, краевед, хранитель уникальных свидетельств о временах, давно минувших.

 

 

Cлово «Паркан» означает «частокол», «изгородь». Обычно такие названия получали села, возникавшие на месте старых оборонительных укреплений. Несмотря на то, что точное время возникновения Паркан неизвестно, уже в XVIII веке поселение с таким названием можно найти на карте Панина, составленной при штурме Бендерской крепости в 1770 году. После заключения Ясского мирного договора Екатерина Великая всерьез озаботилась необходимостью заселения приобретенных земель. Желая благоустроить край, императрица пригласила осваивать просторы Новороссии иностранных колонистов. Для самих переселенцев, в частности болгар, приглашение открывало возможность спасти жизнь себе и своим близким: население Балкан продолжало страдать под иноземным и иноверным османским игом.

В это беспокойное время в Приднестровье и возникает маленькая колония балканских переселенцев. Появление первых болгар в Парканах было связано с именем новороссийского генерал-губернатора Армана Эммануэля Дюплеси де Ришелье. «Князь Дюк» был увлечен идеей создания в Новороссии шелководческих колоний.

Первоначально болгары не слишком заинтересовались Парканами. Близкое соседство с Бендерской крепостью на правом берегу, где до сих пор стоял турецкий гарнизон, не могло привлекать людей, только что чудом избежавших османской резни у себя на родине. Ситуация изменилась в 1806 году. Под нажимом корпуса генерала Мейендорфа гарнизон турецкой твердыни капитулировал. С появлением в крепости российских войск в Парканы начинают прибывать первые колонисты. Это семьи Радула Вельвича, Григория Димитрова и Братана Степанова. В следующем году прибыло 37 семей (Спасовы, Узун, Николаевы, Бахчеван, Сталевы, Петровы, Добровы…), осенью 1810 года еще 15 (Дебилян, Салабаш, Папазогло, Райков…). В 1811 году для занятия шелководством удалось привлечь еще пятнадцать семей (Стоевы, Железковы, Обручковы, Вербановы…). Так заканчивается формирование костяка болгарских семей в Парканах, давшего начало другим родам, предкам современных парканцев.

По ревизским сказкам, в 1811 году в колонии Паркан проживало 87 семей, общей численностью 378 душ обоего пола. Село интересно своим делением на две части: «шопи» и «гурлянцы». Старый говор северной части («гурлянцы») отличался от разговорной речи «южан», что, скорее всего, объясняется компактным расселением перебравшихся с Балкан семей, уроженцев разных мест, с различными диалектами. Впрочем, время стерло эти отличия. Теперь только старожилы называют себя «шопи» и «гурлянцы».

Прошло несколько десятилетий после основания болгарской колонии на Днестре, и Парканы стали играть заметную роль в хозяйстве Тираспольского уезда и всей Херсонской губернии. Трудолюбие колонистов вкупе с плодородной приднестровской землей, льготами, предоставлявшимися поселенцам, творили чудеса. Случаев продажи земли в Парканах практически не было. Отношение к земле, как главному достоянию, сохранялось и много позже. Даже в советское время в Парканах практически невозможно было приобрести участок.

Изначально, как уже говорилось, в колонии выращивали тутовые деревья, занимались шелководством. Однако его удельный вес так и не стал определяющим в местном хозяйстве. Со временем жители стали уделять всё большее внимание хлебопашеству, садоводству и виноградарству, которые могли быстрее принести доход. Особенной же гордостью парканцев были фруктовые сады, высаженные в днестровских плавнях от села Бычок до самой Терновки.

В 1842 году в Парканах было решено открыть училище. В 1889 году открылась церковно-приходская школа для мальчиков, а в 1892 году – для девочек. В это время закончил учебу и вернулся работать в родное село Николай Иванович Митов, первый местный учитель.

Основам мирной жизни, созидательного труда был нанесен непоправимый ущерб в годы грозных потрясений первой половины ХХ века. Жители края прошли через горнило Первой мировой, революции, гражданской войны, коллективизации, репрессий, Великой Отечественной. Как всегда, в переломные для страны моменты гибнут лучшие из лучших. Парканцы оказывали сопротивление врагу в годы оккупации, боролись в рядах подпольных организаций. 226 жителей села полегли на фронтах Великой Отечественной войны. 9 уроженцев Паркан награждены двумя орденами Славы, около 50 – орденом Славы III степени.

В сложнейших условиях шло восстановление разрушенного войной хозяйства. Количество населения уменьшилось вдвое. За войной последовала небывалая засуха 1946-го. Хлеба не хватало, несмотря на то, что планы государственных закупок были уменьшены. Только с началом 50-х хозяйственные дела резко пошли в гору. Значительный эффект принесло укрупнение колхозов. Вместо шести действовавших было создано два: имени Ленина (председатель Дмитрий Иванович Мищенко) и имени Димитрова (председатель Иван Иванович Спасов). Колхозы обрабатывали 6900 га земли. В них работало около 3000 колхозников.

В 50-х парканские колхозы стали известны всей республике, об их успехах много писала пресса, а на Выставке достижений народного хозяйства в Москве у Паркан был свой стенд. Председателю колхоза им. Ленина Д.И. Мищенко и бригадиру виноградарской бригады В.И. Степанову была присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

5 февраля 1958 года состоялось колхозное собрание, на котором было принято решение об объединении двух хозяйств в одно. Его председателем стал Д.И. Мищенко, руководивший колхозом-миллионером в течение 34 лет.

В начале 90-х годов Парканам суждено было сыграть важную роль в становлении и защите Приднестровской Молдавской Республики. 2 июня 1990 года здесь прошёл Первый съезд приднестровских депутатов всех уровней, решения которого легли в основу создания ПМР. А спустя два года село оказалось в эпицентре боевых действий, в период, когда руководством Молдовы была развязана вооруженная агрессия против молодой республики и всего приднестровского народа. Около 900 парканцев было мобилизовано в ополчение, 11 человек, включая двух мирных жителей, погибли.

В настоящее время Парканы – село с современным обликом, газифицированное, с разветвленной сетью магазинов и аптек. На территории села расположены 4 общеобразовательные школы, одна спортивная, Дом культуры, врачебная амбулатория.

Важную роль в жизни болгар всегда играла церковь. Именно она помогла обрести духовную опору, выстоять в годы османского ига. Переселяясь под сень двуглавого орла, многие священники следовали за своими прихожанами. Почти одновременно с основанием колоний строились церкви, маленькие, как правило – деревянные, но бесконечно важные для человека. Уже в 1811 году в Парканах был построен плетневой деревянный молитвенный дом, покрытый камышом, а внутри обитый циновками. После освящения он был назван Свято-Михайловским. В 1826 году была освящена церковь. Большим уважением односельчан пользовался священник Николай Делов, выходец с Балкан.

В 1915 году на месте прежнего было начато строительство нового, более просторного храма (алтарь оставался нетронутым). Он был точной копией бендерского Преображенского собора, и парканцы по праву гордились прекрасной архитектурой. В довоенные годы церковь была переоборудована под клуб, а в 1960 году храм взорвали. Лишь в 1993 году по благословению Преосвященного Викентия, епископа Бендерского, в село Парканы был направлен священником Петр Кузьменых. Для временного совершения богослужения выделили складское помещение сельпо. А по прошествии пяти лет началось возведение нового храма. Сегодня прямо через дорогу от Михаило-Архангельской церкви в Парканах стоит поклонный крест. Его передали местные жители, сохранив в богоборческие годы, как говорят, на чердаке одного из домовладений. Не это ли символ непрерывающейся духовной связи между поколениями? Не в этом ли секрет столь успешного сохранения парканцами своей идентичности?

И спустя 210 лет после переселения с Балкан 80% жителей села – болгары. Не забывая о корнях, односельчане поддерживают связь с исторической родиной. В праздничные дни село посещают представители посольства Республики Болгария в Молдове. Из Болгарии же приезжают филологи, учителя болгарского языка, сами проявляющие интерес к сохранившимся в Парканах особенностям исконно болгарской речи. Таков прекрасный болгарский поэт и писатель Атанас Стоев, именем которого названа Парканская школа №1.

Отцы-основатели принесли с собой на берега Днестра не только свой язык, культуру, традиции и обычаи, но и национальную психологию, невообразимое трудолюбие и жажду предпринимательства, готовность полагаться лишь на собственные силы, самостоятельность в принятии решений. Дух здоровой конкуренции постоянно присутствует у болгар – каждый стремится сделать лучше и больше, чем сосед. Соперничество, однако, не мешает взаимовыручке и бескорыстной помощи. Характерно, что до революции в Парканах не было ни одного сироты, так как оставить ребенка без помощи близких (пусть и дальних родственников) считалось большим позором для всего рода.

Болгарская «закваска» оказалась настолько сильной, что и поселившиеся в Парканах представители других народов довольно быстро перенимали местные нравы, обычаи, ассимилировались и сами со временем становились болгарами. Что касается менталитета, национальной кухни, архитектуры, то и сегодня, побывав в Парканах, можно убедиться: всё это живо. А в случае осуществления давней мечты односельчан – создания музея, всё это, вкупе со старыми фотографиями из семейных архивов, воспоминаниями старожилов, предметами быта ХIХ-ХХ века, удастся сохранить и передать последующим поколениям.

 

К печати подготовил

Николай Феч.

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

С днем рождения, любимый город!

Рыбницу невозможно не любить. Она хороша ранней весной, когда...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Международный дайджест

Рассказываем о значимых событиях в мире, новостях, приходящих из...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья начинает подготовку к изданию книги, посвящённой...

Архив