В 1979 году в трудовой книжке выпускницы Кишиневского музыкального училища Раисы Захаровны Баевой (тогда еще Сокирка) появилась первая и до настоящего времени единственная запись: «Место работы – Каменская детская музыкальная школа (сегодня – детская школа искусств).
Так случилось, что ей повезло отыскать в жизни ту единственную желанную дорогу, по которой с радостью и волнением вот уже 40 лет спешит на работу, воистину, как на праздник. А помогли девушке в этом, о чем она постоянно с большой благодарностью говорит, талантливые педагоги Григорий Гонза и Александр Левкович. Они открыли перед способной девочкой прекрасный мир искусства, по их совету она остановила свой выбор на уникальном инструменте – баяне, являющемся, как сама о том говорит, душой русского народа и способном заменить целый оркестр.
Прошло время. И вот уже бывшая воспитанница переступила порог родной школы в качестве педагога, как оказалось со временем – педагога по призванию. Даже в сегодняшних непростых условиях жизни (да и посложнее были) Раиса Баева категорически не желает касаться экономических критериев оценки своей работы. «Поговорим о духовном, ведь речь идет о детях, в присутствии которых все богатства мира теряют свою ценность», – говорит она.
В школе искусств господствует царица Музыка, а в классе Раисы Захаровны – любовь. Поверьте, говорю это не ради красного словца. Она действительно любит своих воспитанников, и они отвечают ей тем же, стараясь не разочаровывать. Поэтому совсем не удивительно, что даже вначале бесперспективные дети радуют со временем хорошим исполнением довольно сложных произведений. «Разве это не настоящее чудо, когда такая кроха играет серьезные сочинения?» – сама как бы удивляется Раиса, забывая, что на пути к чуду – часы, дни, месяцы ее кропотливого труда, дарящего маленьким музыкантам веру в собственные силы. «Конечно, не всегда и не сразу удается детским пальчикам верно взять нужную ноту. Но один раз пожуришь, второй – и все: музыка потеряла еще одного своего почитателя. А скажешь ему, какой он способный, старательный, как хорошо все или почти все у него получается, сама удивляешься полученному результату…» – уверенно говорит педагог. По мнению Раисы Баевой, и родители должны радость от школы видеть, а не выслушивать жалобы на своих чад. Такая система обучения приносит положительные результаты. Сегодня музыкант с гордостью говорит о своих лучших выпускниках – О. Танасенко, Р. Мельнике, В. Кучере, А. Розовел, А. Скалецкой, Г. Синькевиче, Е. Димитреско, о победителях республиканского конкурса «Юный исполнитель Приднестровья» А. Заинчковском, М. Скалецкой и трехкратном дипломанте В. Кавте…
В ее классе звучат не только русские, украинские, молдавские и белорусские народные мелодии, здесь царят Бах, Гендель… «Музыка – очень сложный вид искусства, скажем, как математика среди школьных дисциплин. И детям бывает непросто заставить себя усердно заниматься, но их привлекает то, что мелодии, исполняемые на баяне и аккордеоне, – яркие, зажигательные, ритмичные», – говорит педагог.
В последние годы Раиса Баева активно привлекает к занятиям детей из неблагополучных семей. «Они очень стараются. Им важно доказать свою значимость, продемонстрировать достижения, чтобы занять достойное место среди ровесников», – делает выводы моя собеседница.
«Она излучает радость», – говорят о Раисе Баевой. И действительно, идет по улице и вся как будто светится, некоторым даже на зависть. «Разве проблем не имеет?» – удивляются, не понимая, что относится она к редкой категории людей, которых называют оптимистами. У этой хрупкой женщины всегда к платью белый воротничок или букетик цветов, легкий шарф или яркий платок и неизменная улыбка – неподкупная и искренняя.
Людмила ЛУПАШКО.