Совсем не заметил, как повзрослел. В 16 лет получил паспорт. Мне шёл семнадцатый год, когда окончил девятый класс. Впереди три летних месяца каникул. Надо было определиться, как провести свободное время. В это время отец и старший брат Борис работали на консервном заводе им. 1 Мая. Они и посоветовали мне временно поработать на этом предприятии.
В конце июня начинался сезон переработки овощей и фруктов, и на заводе требовалось много рабочей силы. Многие мои одноклассники и ровесники тоже всё лето работали на консервных заводах.
Итак, я без особых проблем устроился на завод им. 1 Мая. Благо, тогда для юношей, не достигших 18 лет, существовал сокращенный рабочий день – 6 часов. Вначале меня определили на ремонт ящичной тары, потом занимался укладкой консервных банок в ящики. Работа тоже не из тяжёлых. Но, заметив мои физические возможности, перевели в грузчики. Ящики по 15-20 килограммов мне были под силу. Я действительно был крепкого телосложения, поскольку постоянно занимался с братом Евгением, отличным гимнастом, тренировками на перекладине, с гантелями, штангой, гирями.
Завод работал круглосуточно, в три смены, всё было в движении, как в огромном муравейнике. Я оказался в звене из четырёх вполне взрослых и опытных рабочих. Один управлял электрокарой, другой – электропогрузчиком, а мы с напарником, где было необходимо, выполняли роль грузчиков. Складывали ящики с продукцией на поддоны и увозили на склад готовой продукции, где её грузили в авторефрижераторы и вагоны (по территории завода пролегала ветка железной дороги). Продукция расходилась во все концы Союза, особым спросом пользовалась у москвичей, ленинградцев, жителей Крайнего Севера и Урала.
На заводе я проработал месяц и получил 600 рублей. Двести рублей я оставил себе на приобретение модных тогда часов «Победа», остальные отдал в семейный бюджет. От физической работы на свежем воздухе и от калорийного питания я заметно подрос и окреп.
Тогда отдел кадров работал с завидной пунктуальностью. Мне выписали трудовую книжку и вручили её день в день, когда мне исполнилось ровно семнадцать лет – 12 августа 1957 года. С нескрываемой гордостью я показывал ее одноклассникам и учителям. Я и сейчас храню её как одну из значимых для меня рабочих реликвий.
ЮРИЙ ПОРОЖНЯКОВ.