Один день с главой государства
Пятница, 8 апреля, была обычным для Президента рабочим днем с его расписанными по часам и минутам встречами, совещаниями, мероприятиями, телефонными переговорами, консультациями, поручениями. Но у меня, напросившейся с президентской пресс-службой в поездку по Рыбницкому району (глава республики посвятил этот день рыбничанам), от этой «обычности» к концу дня подкашивались ноги, рябило в глазах, «гудела голова» от обилия информации, калейдоскопа людских лиц, потока проблем, просьб, жалоб, которые «обрушивались» на Президента. А ведь я, в отличие от него, только «стояла в сторонке», фиксируя происходящее, не общалась с людьми, не принимала решения, не давала поручений, не вникала в проблемы и в бумаги. Как он выдерживает этот ежедневный бешеный, изматывающий ритм?
Когда к концу дня со всеми запланированными мероприятиями было покончено и выдалось несколько минут «тишины», я спросила у Президента, каково это – жить и работать «на виду», под наблюдением сотен, тысяч глаз, ждущих от тебя помощи и надеющихся на нее, и из каких «источников» он черпает силы для выполнения этой адской – без преувеличения – работы? Президент с моей «характеристикой» не согласился – «обычная президентская работа». По его словам, сегодня ее (работы) много у всех представителей властной вертикали (сложность момента сказывается), но у Президента ее «чуть» больше. «Времени мало, а нужно успеть много. Даже в выходные дни «случаются» мероприятия, необходимость работы с документами, сплю обычно по 5-6 часов, но это моя работа, я знал, на что иду и во что «впрягаюсь когда баллотировался на высший государственный пост», – говорит Евгений Шевчук. Хотя и не скрывает, что такой ритм, безусловно, не может не выматывать. Отвлечься хоть на время от работы ему помогает семья, маленькая дочь. «Она чудная, позитивная», – говорит Президент и становится похожим на миллионы любящих отцов. «В день Благовещения у нас был двойной праздник, – поделился Президент радостной для него новостью, – мы покрестили Софию».
– На кого похожа? – проявляю я женское любопытство.
– На маму и папу.
Семья – сегодня его надежный тыл, его опора и «источник», из которого черпаются жизненные, душевные, физические силы, позволяющие выдерживать сумасшедшие нагрузки, работать, руководить страной, нести за нее ответственность, строить планы, претворять их в жизнь и снова строить планы.
В «подтверждение» Президент вызывается стать гидом и показать, как преобразилась родная ему Рыбница за последние несколько лет. Я соглашаюсь, но смотрю на часы – Президент (и мы вместе с ним) на ногах уже более девяти часов. Он понимает мой «намек», но все-таки: «Поехали, поехали, сегодня день выдался не очень напряженным…».
Преобразования заметны уже на подъезде к северной столице – с холма открывается чудный вид на город: высотные многоэтажки «распрощались» со скучной серой окраской, «заиграв» сочными, радующими глаз цветами, на солнце сверкают купола собора Архангела Михаила, дорожная развилка в отличном состоянии. «Красиво», – не скрывает гордости рыбничанин Шевчук.
Центр города тоже стал похож на центр – к 25-летию республики здесь проведен ремонт домов, облагорожены парки, модернизировано уличное освещение, появились симпатичные светильники, лавочки, заборчики. Были отремонтированы музыкальная школа, здание РОВД, Музей боевой славы, школы №№2, 10, 7, диагностический центр, по технической «начинке» которому сегодня нет равных как в республике, так и в соседней Молдове, на зданиях установили подсветку, и ночная Рыбница радует глаз. Возводятся по линии АНО «Евразийская интеграция» объекты соцназначения – детский сад, школа №6, туббольница. В рамках тактики «малых шагов», эффективность которой признали все наблюдатели и посредники переговорного процесса, но которую сегодня яростно критикуют многочисленные «эксперты» от законодательной власти, удалось решить проблему воздушной канатной дороги, построенной еще в советское время и связывающей Рыбницкий цементный комбинат с резинским. Дорога не только «уродовала» город, но и представляла в последние годы реальную угрозу для рыбничан, чьи дома располагались в ее близи. Проект по ее демонтажу был дорогостоящим, но путем достигнутых соглашений, с участием российского МЧС, он был реализован.
«А вот наша набережная с советских времен была разрушена, мы ее восстановили, укрепили, оборудовали лавочками, светильниками. Сегодня это излюбленное место отдыха горожан, – показывает Президент, – сейчас чистим Днестр, и запустим вторую линию набережной. «А это таможенный пункт пропуска, раньше здесь вагончики стояли необорудованные, зимой – холодно, летом – жарко, мы его модернизировали», – рассказывает и показывает Президент.
«Как работается, не холодно?» (пункт пропуска расположен на мосту через Днестр, с воды «тянет, поэтому свежо) – Президент останавливает машину и интересуется у сотрудников пропускного пункта условиями работы, чем повергает их в легкий «ступор» своим неожиданным появлением (Президент иногда позволяет себе становиться «обычным водителем» и передвигаться по городу, не создавая «проблем» остальным участникам движения, без обязательных мигалок, кортежей, «перекрытия» улиц).
– Хорошо работается, не то что раньше в вагончиках, – рапортует офицер. Президент благодарит их за службу.
– Тираспольчане, к слову, могут «приревновать» Вас к Рыбнице, – «предупреждаю» я Президента, намекая на циркулирующие в народе ревнивые разговоры о том, что «для Рыбницы делается больше». Евгений Шевчук советует «не ревновать»: по объемам инвестиций в инфраструктуру – как внутренних, так и внешних (посредством того же Приднестровского гуманитарного фонда) – лидирует все-таки Тирасполь. В столице в рамках подготовки к 70-летию Победы и 25-летию республики, которые отмечались в прошлом году, программы «Приоритет» произведен большой объем работы, результаты которой мы видим: отремонтированы и ремонтируются образовательные, медицинские учреждения, оснащаются новым оборудованием и учебной литературой, модернизируется система освещения, водоснабжения, вводятся новые объекты социального назначения и т.д. И в других городах республики заметны положительные изменения. Без ложной скромности, таких объемов инвестиций в инфраструктуру республика не знала с момента своего образования.
– И все-таки, что бы Вы назвали главным достижением республики? – допытываюсь я у Президента.
– Обычно я не так ставлю вопрос.
– А как?
– Что нужно и можно еще сделать. Эти четыре года были, пожалуй, одними из самых тяжелых для республики. Но при ухудшении всеобщей ситуации (как в Приднестровье, так и по периметру его границ) нам удалось удержать социальную, политическую стабильность. Более того, мы смогли в эти сложные времена решать определённые проблемы даже при наличии скудных ресурсов. Конечно, есть еще целый спектр наших внутренних проблем, которые необходимо решать при координации всех ветвей власти, гражданского общества.
– Что самое сложное в работе Президента? – спрашиваю я Евгения Васильевича.
– Не иметь возможности решить проблему. Люди обращаются, просят помочь, а ресурсов нет… Это тяготит более всего. В нынешней сложившейся экономической ситуации все более проявляются социальные проблемы, решение которых, как правило, «завязано» на непопулярных мерах.
– Часто приходится говорить «нет»?
– Стараюсь говорить реже…
Как у него это получается, можно было увидеть на личном приеме граждан – к приезду Президента в общественной приемной уже толпился народ. У каждого своя проблема, у каждого своя боль (увы, на прием к Президенту с радостными новостями, как правило, не приходят), и у каждого своя надежда, что уж Президент точно поможет. Нигде не помогли, а он поможет… Евгений Шевчук говорит, что разрушать ее (надежду) тяжелее всего. Оттого и старается вникнуть во все просьбы. Житель села Гидирим, глава многодетного семейства, просит оказать помощь в приобретении строительных материалов на ремонт жилья. Самому не осилить, кормилец он один – дома девять детей, жена недавно родила ребенка. Президент допытывается, какие стройматериалы нужны? Цемент, шифер, краска… Поручение протокольной службе и общественной приемной – записать, помочь, проконтролировать, доложить.
Молодой специалист Елена нуждается в жилье, она как воспитанница Попенкской школы-интерната имеет право на его получение по программе «Сироты». Но не получила… Президент интересуется у представителя Рыбницкой госадминистрации, какие меры принимаются.
– Изыскивалась возможность предоставить койко-место в общежитии, сейчас смотрим жилищный фонд.
Президент отвергает «общежитский» вариант, останавливаясь на вторичном жилье. Вопрос – на личный контроль.
Дарья – тоже молодой специалист, социальный педагог, но у нее другая проблема – не может трудоустроиться по специальности. После выяснения всех нюансов (каковы функционал социального педагога, сфера применения его профессиональных знаний и т.д.) Президент предлагает Дарье поработать психологом …в армейских структурах.
– Пойдете на работу в армию? – спрашивает он.
– Пойду, – не теряется недавняя выпускница госуниверситета.
Ольга, молодая мама, воспитывающая ребенка-инвалида, просит помочь разыскать бывшего мужа, который «бегает» от алиментов, причем Ольга знает адрес, по которому он «прячется». Вновь поручение от Президента, на этот раз правоохранительным и пограничным службам (горе-папаша – гражданин Молдовы, но живет в Рыбнице) – найти его и помочь женщине.
Жителя села Выхватинцы Бориса Григорьевича привела на прием к Президенту проблема невыплаты заработной платы: работодатель – ДООО «Агро-Люкка» – не платит зарплату ряду сотрудников с 2013 года. Поручение прокуратуре – взять вопрос на особый контроль, изучить все материалы, а также проинформировать Президента о принятых мерах и решениях.
Разговор «за жизнь» состоялся и на встрече с жителями села Воронково. Сельский Дом культуры был полон до отказа (более 700 человек пришли), пришлось даже из-за кулисы вытягивать старые, допотопные длинные скамейки, чтобы усадить всех желающих послушать Президента. Евгений Шевчук, рассказав о складывающейся социально-экономической ситуации в республике, предложил перевести общение в формат диалога: «Мне важно услышать вас, узнать, чем живете, чем обеспокоены, услышать ваше мнение, предложения, критические замечания».
– Задавайте вопросы, пишите записки, можно не подписывая, – предложил он. Сельчане были активны. Они предлагали и просили. Предлагали расширить рамки господдержки сельхозпроизводителей, менять неэффективных землепользователей (речь опять же шла об ДООО «Агро-Люкка), усовершенствовать избирательное законодательство, «заставить» работать местные госадминистрации и сельсоветы («они не работают или работают плохо, снег, например, не убран, колодец не чищен, или крыша течет, а виноват Президент»), продвигать открытие аэропорта в Тирасполе, вернуться к проведению еще памятных по советским временам партхозактивов («что-то вроде них»).
Просили провести «во-о-от такой кусочек газовой трубы» до дома, упростить порядок оформления домостроений (соответствующий закон был принят еще несколько лет назад, почему не работает, Президент поручил разобраться), вернуть в села молодежь и хотя бы минимальный объем медицинской помощи (например, организовать в селе амбулаторию, в которой можно было бы сдать анализы), восстановить в селе водоснабжение (жители села Михайловка и других близлежащих сел присоединились к этой просьбе), оказать помощь семье, попавшей в трудное материальное положение («Письмо мне, будем помогать», – сказал Президент), и даже «что-то сделать» с надгробной доской одного архиепископа, которую местный житель спас от разрушения. Словом, вопросов и просьб было много. Встреча длилась почти три часа, но и этого времени не хватило – после ее окончания народ «не отпускал» Президента, обступив плотным кольцом и рассказывая каждый о своих проблемах и чаяниях. Президент слушал, записывал, давал поручения, обещал разобраться и помочь, если это возможно, отказывал, если понимал, что вопрос в силу различных причин «неподъемен». Руководитель службы протокола Екатерина несколько раз «сигнализировала» ему о начале новой встречи – в местной школе Президента ждали ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в Рыбницком районе, и школьники. Вот так, в окружении сельчан, он быстрым шагом и дошел до школы, по дороге еще обсуждая с ними какие-то вопросы.
Воронковская русская школа встречала Президента и ветеранов новенькими, сверкающими на солнце стеклами окон, новыми дверными блоками, свежевыкрашенными бордюрами и ухоженными газонами. Сельская школа – одна из самых старых в республике, ей 160 лет. В этом году она попала под действие президентской программы «Приоритет», и глава республики мог воочию увидеть «плод трудов своих». Педагоги вспоминали, что ремонта в ней не было лет пятьдесят, и они даже не чаяли, что у власти до их глубинки когда-то «дойдут руки». Но все-таки «дошли», чему они откровенно рады – климат в прямом и переносном смысле слова в учебном заведении заметно потеплел.
Ветераны также одобрительно оценили усилия исполнительной ветви власти и Президента по благоустройству населенных пунктов района. Но выразили обеспокоенность внутриполитическими процессами в стране, в частности отсутствием консолидации всех ветвей власти. «Нельзя допустить такого, как в басне Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» – процитировал классика председатель Рыбницкого совета ветеранов войны, труда и вооруженных сил Василий Климентьев. Президент поблагодарил ветеранов за активную гражданскую позицию. «Когда органы власти по основополагающим вопросам выступают консолидированно, конечно, результат будет более эффективен. У нас в государстве созданы демократические условия: каждый обладает своей точкой зрения на ту или иную проблему и может высказаться по любому вопросу. Но наличие разных мнений и взглядов не должно мешать общей работе», –убежден он. По просьбе Президента они рассказали присутствующим, и прежде всего, детворе, о том, как они «пол-Европы прошагали», как воевали, как гнали врага с родной земли (30 марта село Воронково было освобождено от фашистско-немецких захватчиков), как восстанавливали страну. Сегодня они живут скромной «пенсионерской» жизнью, борясь с домогающими их болезнями, но не жалуются, не сдаются, как не сдались тогда, более 70 лет назад. Уже на сельском мемориале Славы, на плиты которого легли гвоздики от Президента, сельчан, школьников, членов Правительства, к Президенту подошел, робея и смущаясь, один из ветеранов и попросил помочь в приобретении слухового аппарата. Президент подозвал помощницу: «Запишите фамилию, координаты, помочь надо обязательно, я дам личные деньги».
Людмила
Михайловская