И зверье, как братьев
наших меньших,
Никогда не бил
по голове.
С. Есенин.
Мы научились строить высотные дома и создавать сложные механизмы, шить изящную одежду и водить автомобили. Мы создали институт семьи и систему образования. Мы смело заявляем о своих правах и не сомневаемся в своей цивилизованности… Мы не научились лишь одному – заботиться о тех, кого приручили.
«Зоотерра» –
мир животных
в мире добрых людей
Собаки-поводыри, милицейские, минорозыскные и ездовые; лекари, пастухи и даже геологи – это не полный перечень профессий, которые освоили четвероногие друзья человека. Верность своему хозяину собака доказала не раз, первой отправившись в неизведанный космос, вытаскивая раненого солдата с поля боя, защищая своего владельца от внезапной опасности… Человек же иной раз платит за это сомнительной ценой: бросает в неё камень, давит колесами, отстреливает или просто равнодушно проходит мимо.
К счастью, не у всех людей каменное сердце, и у наших хвостатых соседей остается шанс. В Тирасполе уже около 10 лет активно борются с варварскими методами уничтожения безнадзорных собак и кошек.
– Моя мама была кандидатом биологических наук, преподавала зоологию, – рассказывает Алла Бурдиян, организатор общества защиты животных «Зоотерра». – С детства она научила меня любить и жалеть братьев наших меньших. Когда мамы не стало, я решила, что в память о ней буду вести работу по защите бездомных животных. Мы с супругом пошли в Регпалату и зарегистрировали организацию.
Известно, что люди, объединенные общей целью, каким-то необъяснимым образом притягиваются друг к другу. Постепенно ширился и круг единомышленников «Зоотерры», готовых помогать оказавшимся в беде животным. В государстве, где нет сочувствия к «собачьему горю», эти люди из городов Тирасполь, Бендеры, Дубоссары и Рыбница делают почти невозможное. Подбирают с улиц искалеченных и больных животных, лечат, стерилизуют, содержат их в мини-приютах за собственные материальные средства и пожертвования неравнодушных приднестровцев.
Работать в этом направлении очень непросто. Организаторам собачьих прибежищ приходится сталкиваться с самого разного рода трудностями – от бытовых до формальных. Все приюты постоянно нуждаются в самом необходимом: лекарствах, корме, стройматериалах; в добровольцах, способных построить, покрасить, починить разваливающиеся постройки, будки и вольеры. Конечно же, не хватает и рук, которые бы могли приласкать животных, обработать им раны, выгулять собак.
Власти пока предпочитают решать проблему бездомных животных их регулярным отстрелом. Методом, мягко говоря, жестоким, учитывая, что право четвероногих избегать боли и сохранять свою жизнь уже давно соблюдает весь цивилизованный мир.
Звери – не люди. Люди – звери
Статус животного в природе строго зафиксирован. Оно действует в соответствии с некой программой, изменить которую не способно. И только человек обладает разумом и одарен свободой выбора. Он может проявлять себя и как высоконравственное интеллектуальное существо, и как животное.
Отстрел безнадзорных животных в Приднестровье поручен муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство». Суд над четвероногими нередко вершится средь бела дня на глазах у прохожих. Очевидцы рассказывают об ужасных страданиях умирающих животных, криках раненых, которым удалось сбежать от живодеров. Этим несчастным суждено медленно умирать где-то на задворках или остаться калеками на всю оставшуюся жизнь. Жительница с. Ближний Хутор с ужасом вспоминает, как раненую собаку отстрельщик добивал палкой по голове. Свидетелями душераздирающего зрелища нередко становятся и дети. В Тирасполе зафиксирован случай, когда у мальчика, увидевшего черную работу сотрудников «Спецавтохозяйства», случился сердечный приступ.
Методы, используемые для ведения целенаправленной борьбы с безнадзорными животными, и правда не выдерживают никакой критики. Для умерщвления без вины виноватых используется дитилин – препарат, которым животных изводят «дешево и сердито». Капсула дитилина, попадая в тело животного, нарушает целостные ткани органов (что уже само по себе болезненно) и приводит к обездвиживанию жертвы. Умирать животное будет долго и мучительно (5-20 мин.) от удушья вследствие паралича дыхательных путей, оставаясь в полном сознании.
Какое преступление совершили наши братья меньшие, чтобы заслужить такую суровую казнь?
Стерилизация животных – гуманный метод. Человек, ты царь природы или холоп?
Мы все мечтаем жить в справедливом мире. Чтобы дети нас слушали, милиционеры защищали, директор замечал наши усилия, депутат позаботился о своих избирателях, а президент – о стране. Человек объявил себя царем природы. Не ему ли отвечать за своих четвероногих подданных? Чтобы люди и звери сосуществовали мирно, «Зоотерра» предлагает три метода гуманного отношения к животным:
- Стерилизация бездомных животных с отпуском их на место обитания.
– Ничего более эффективного и гуманного на сегодняшний день человек не придумал. Примерно через шесть-восемь лет, если такая программа будет действовать, – уверяет Алла Бурдиян, – бездомных животных не будет. Такой опыт уже имеется во многих странах мира, в частности, приграничном нам городе Одессе. Всего за шесть лет действия там программы стерилизации численность безнадзорных животных сократилась с 80 до 20 тыс. Задумайтесь: на 60 тыс. уменьшилось количество бездомных кошек и собак, и это без применения варварского уничтожения!
Зоозащитники кричат во весь голос: отстрел – бесконечный и непродуктивный метод! Не говоря уже об этической стороне этого вопроса. Всех все равно не отстреляют, а те, которые остались живы, приносят новое потомство.
Около десяти лет назад из городского бюджета на отстрел безнадзорных животных выделялось 50-80 тыс. рублей ежегодно. В 2015 году МУП «Спецавтохозяйство» запросило у городской администрации 500 тыс. рублей (!), правда, получило 350 тыс., что, впрочем, тоже немало.
- Пропаганда гуманного отношения к животным.
Обучение населения правилам обращения с домашними животными и система штрафов и наказаний за выброшенного на улицу питомца. Чтобы эти требования выполнялись, необходима регистрация всех домашних кошек и собак, их чипирование. В чипе содержится информация о животном, имя и адрес его владельца. Стерилизованной собаке на ухо одевается специальная клипса яркого цвета.
- Создание частных приютов и пунктов передержки бездомных животных.
После того, как животное отловлено, его помещают в пункт передержки. Там его стерилизуют и вакцинируют от бешенства. По истечении установленного срока животное определяют в частный приют или возвращают на место обитания.
Что нужно для того, чтобы эти методы работали? Нужен закон.
Собака в законе: за что вы меня убиваете?
Впервые законопроект о домашних животных рассматривался Верховным Советом в 2008 году. Ввиду многих недочетов, дальше первого чтения он не прошел и был заархивирован. В прошлом году в министерстве сельского хозяйства обсуждались два новых законопроекта. Один из них был предложен самим министерством, другой – председателем экологического совета Иваном Игнатьевым, идею которого всецело поддерживают зоозащитники.
У обоих вариантов есть что-то общее. Однако основное различие принципиально. Министерство сельского хозяйства вместо стерилизации предлагает отлов животных и помещение их в пункты временного содержания, где невостребованные в течение одного месяца животные подлежали бы эвтаназии (умерщвлению).
Члены экологического совета считают данный метод нецелесообразным. Во-первых, он потребует вовлечения большого количества персонала и его обучение. Во-вторых, создание больших центров передержки с соответствующими условиями, где каждому животному нужно предоставить достаточное место и доступ к воде и еде. Больных животных нужно содержать отдельно от здоровых, вовремя проводить осмотр, лечение и вакцинацию. Животному, подлежащему эвтаназии, требуется вводить наркоз, чтобы предотвратить мучение.
Осуществить данные меры на надлежащем уровне будет практически невозможно, Скорее всего, такие центры, если и будут созданы, превратятся в бесчеловечные живодерни, считают оппоненты. Законопроект председателя экологического совета Ивана Игнатьева учитывает как безопасность человека, так и гуманное отношение к животным.
– Мы надеемся, что нас наконец услышат, – говорит организатор общества защиты животных «Зоотерра» Алла Бурдиян. – Тем более, что мы готовы помогать во всех аспектах, в частности в стерилизации и в регистрации животных. Однако пропаганду гуманного отношения к братьям меньшим необходимо организовать на государственном уровне. Прежде всего обязать ветеринаров рекомендовать приднестровцам стерилизацию их питомцев и освещать эту тему в СМИ.
Мой четвероногий друг – радость моего сердца
Алба настырно тянула опаздывающего на работу хозяина в противоположную от калитки сторону. Весь день собака скулила, ничего не ела. Вечером хозяина привезли домой со сломанной ногой. Через несколько лет Алба не выпустила за порог маленького хозяина. В этой семье верят, что собака уберегла ребенка от беды.
Чара – кошка с особым характером. Когда в доме встречают гостей, кошку изолируют. «С такой кошкой и собаки не надо», – словно в воду глядели друзья. Квартиру обокрали. Подозреваемого схватили по горячим следам. Доказать его вину оказалось просто. На ногах вора «красовались» следы от когтей Чары.
Пес Жучок когда-то жил на окраине села, бросался на проезжающие велосипеды, облаивал прохожих. Близко к нему не подходили, считали бешеным. Добрый старик прикормил его и дал кров. Однажды поздним вечером пес диким воем переполошил всех соседей. Недовольные происходящим, те зашли к соседу и обнаружили пожилого человека почти бездыханным. Благодаря Жучку мужчине своевременно оказали медицинскую помощь, он выжил.
Алба, Чара и Жучок когда-то не имели хозяев и, как большинство своих собратьев, подлежали отстрелу.
Татьяна Дели.