-1.5 C
Тирасполь
Понедельник, 25 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Поэзия воздуха

IХ Международный фестиваль классической музыки «Музыкальная весна Приднестровья» вновь стал знаменательным событием в культурной жизни республики.

 

 

 

_MG_3022_cr color_crВо Дворце Республики прошла череда замечательных концертов, которые по праву могли бы украсить любые филармонические залы мира. Родившийся в 2006 году, праздник музыки не только сохранил высокие критерии исполнительского мастерства, но и приобрел новые параметры. Прежде всего, это статус международного фестиваля – к нам с большой охотой приезжают замечательные музыканты из России, Украины, Германии, Молдовы, Греции, Израиля. Многих из артистов привлекает творческое сотрудничество с симфоническим оркестром.

Возможность сыграть солисту с оркестром – большая удача, а высокий исполнительский уровень государственного симфонического оркестра придает творческой перспективе особую значимость. Однако в основе организационной концепции фестиваля лежит прежде всего желание представить на суд любителей музыки художественное исполнительское мастерство музыкантов Приднестровья. Мастерство юных и зрелых; начинающих путь в искусстве и оттачивающих свой, уже состоявшийся, талант. От этой позиции организаторов и создателей столь важного явления в музыкальной жизни, авторство идеи которого принадлежит главному дирижеру ГСО, народному артисту ПМР Григорию Мосейко. Каждый год в апреле любители классической музыки имеют возможность насладиться шедеврами мировой музыкальной культуры в исполнении музыкантов Приднестровья и зарубежья.

Нынешний фестивальный сезон представлен пятью концертами: три – симфонической и два – камерной музыки. Программы концертов разнообразны; в них включены произведения композиторов разных эпох и национальных культур. Но каждый концерт представлял собой стройную по драматургии музыкальную композицию, в которой все звучавшие сочинения, контрастируя и дополняя друг друга, создавали единое целое, объединяя исполнителя и слушателя вдохновенным искусством.

Концерт камерной музыки стал, образно говоря, одной из драгоценных жемчужин в нынешнем фестивале. Исполнялась классическая музыка для двух инструментов, для дуэта скрипки и фортепиано. Камерная музыка предназначена для исполнения небольшими составами и в небольших концертных залах – отсюда и название жанра. Особенностью камерной музыки является эмоциональная утонченность, интеллектуализм, философичность, и поэтому для ее понимания чаще всего требуется некоторая «слушательская» подготовленность публики. Эти факторы учли музыканты дуэта – скрипач Андрей Кузнецов и пианист Максим Лавриненко. В свою программу они включили разнообразные по стилю и характеру произведения для скрипки и фортепиано, написанные в разные времена: В. Моцарта – ХVIII век,          И. Брамса – ХIХ, И. Стравинского – ХХ, и каждый век в музыкальном искусстве был представлен очень ярко.

Исполнение Сонаты Си бемоль мажор Моцарта с большой полнотой отразило эпоху галантного стиля, со свойственными ему изяществом, легкостью, некоторым сентиментализмом и радостным состоянием душевной уравновешенности. Дуэт музыкантов блестяще воссоздал музыкальную поэтику стиля эпохи классицизма, виртуозно исполнив одно из сложнейших произведений великого венского классика в этом жанре.

Соната И. Брамса №2 соч. 100 Ля мажор в исполнении А. Кузнецова и М. Лавриненко  прозвучала вдохновенно, страстно, в полном соответствии с эстетикой романтизма. Творчество Брамса, из-за особого «баланса» чувственности и рационализма, характерного для великого немецкого композитора ХIХ века, всегда таит сложность для исполнителя. Но дуэт, виртуозно владея свойственными для композитора стилистическими исполнительскими приемами и воодушевленно следуя драматургии этого циклического произведения, сыграл подлинного Брамса.

И. Стравинский, крупнейший композитор ХХ века, русский по рождению, космополит по мировоззрению, однако в большинстве своих произведений в той или иной мере опирался на русскую культуру. Так и в «Дивертисменте» – концертной сюите для скрипки и фортепиано на материале его неоклассического балета «Поцелуй феи» – присутствует русская тематика. Стравинский называл «Поцелуй феи» «Аллегорический балет, навеянный музыкой Чайковского». И в прекрасно исполненном ансамблем «Дивертисменте» русское начало отражено с большой выразительностью.

Дуэт молодых талантливых музыкантов скрупулезно воссоздал стилистику трех художественных направлений: это классицизм – в сонате Моцарта, романтизм – в сонате Брамса, неоклассицизм – в «Дивертисменте» Стравинского, сделав это виртуозно и выразительно.

Дуэтный вечер, камерный по жанру, стал большим праздником для почитателей классического музыкального искусства благодаря высокому мастерству артистов – скрипача Андрея Кузнецова, отличного работника культуры ПМР, преподавателя института искусств, артиста государственного симфонического оркестра, и пианиста Максима Лавриненко, преподавателя института искусств, артиста оркестра главного штаба Вооруженных сил ПМР, участника фортепианного дуэта.

Хотелось бы, чтобы дуэт А. Кузнецова и М. Лавриненко, так вдохновенно и виртуозно выступивший в дни международного фестиваля классической музыки «Музыкальная весна Приднестровья», сохранился в этом составе, и любители камерной музыки могли бы и в дальнейшем получать радость от исполнительского творчества ансамбля.

 

 

С. Зайцева,

музыковед.

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив