2 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Ансамбль «Арнэутул»: танцы на все времена

… Многим уже за сорок и даже за пятьдесят – тем, кто в числе первых стал участником танцевального ансамбля «Арнэутул» Рыбницкого Дворца культуры. Но с каким старанием и вдохновением они в который раз репетируют танцы, с которыми будут выступать на юбилейном концерте!

 

 

а ильеш портрет
Никита Левченко, Виктория Диордийчук, Александр Никитин, Иван Рабей, Геннадий Браниште, Елена Оленчук, Игорь Антосяк, Ирина Щебетович, Олег Степаненко (те, кто пришли в ансамбль в конце восьмидесятых – начале девяностых прошлого века) до седьмого пота вновь и вновь повторяют чуть подзабытые танцевальные движения молдавской хоры, украинской «Веснянки», русской кадрили. Руководитель танцевального коллектива Иван Ильеш не делает никакой скидки на возраст и усталость: «Зрителю неважно, сколько вам лет, – вы должны подарить им радость в наш юбилейный вечер. Тридцать лет ансамбля – хороший повод вновь заставить зрителей восхищаться красотой народного танца». Он знает, о чем говорит: когда он сам ловко и изящно показывает, как надо исполнить тот или иной танцевальный элемент, невольно забываешь о возрасте руководителя. А ведь он – ровесник Победы. Потому что народные танцы дают энергию – энергию жизни. Танцы – смысл его жизни и сама жизнь. Впрочем, точно так же на вопрос: «Что для вас значит ансамбль «Арнэутул»?» – все ветераны – участники ансамбля ответили коротко и ясно: «Это наша жизнь, ее лучшая часть».

Что такое народный танец? Для кого-то это всего лишь красивое зрелище, на которое приятно посмотреть в минуты отдыха. Однако для руководителя ансамбля народного танца «Арнэутул» городского Дворца культуры, заслуженного деятеля искусств Ивана Алексеевича Ильеша народные танцы – неиссякаемый кладезь народного творчества, судьба и история народа, пришедшая из глубины веков в фольклоре, возможность донести до зрителя не просто информацию, а душу народа путем танцевальных движений под музыку. Он знает, о чем говорит: вся жизнь руководителя танцевального коллектива, заслуженного деятеля искусств Ивана Алексеевича Ильеша – в культуре и искусстве, а последние тридцать лет он посвятил своему детищу – ансамблю народного танца «Арнэутул». Как у Маяковского: «Мы говорим «Арнэутул», подразумеваем – Ильеш, мы говорим «Ильеш» – подразумеваем «Арнэутул»…

Юбилей – хороший повод побеседовать с основателем и руководителем творческого коллектива, так хорошо знакомого и любимого зрителями.

– Иван Алексеевич, а откуда эта безграничная любовь к танцам?

– Из детства, из моего родного села Попоуцы, от односельчан, которые на праздниках или просто после работы танцевали молдавские танцы. Был у меня и учитель танцев, который определил мою творческую судьбу, – великий (в моем понимании) хореограф, руководитель танцевального коллектива Резинского Дома культуры Николай Николаевич Лупов. После окончания семилетки в своем селе я продолжил учебу в средней школе в Резине и увлекся танцами, ходил на занятия в Дом культуры. И та школа танцев, которую мне преподал Николай Николаевич, оказала огромное влияние на выбор моей будущей профессии. После получения аттестата зрелости я поступил на работу на только что открывшийся в Рыбнице цемзавод руководителем танцевального коллектива, который сам создал на новом предприятии. Кроме этого, я создал еще один танцевальный коллектив – в строительном училище. Наверное, я хорошо работал, потому что когда пришло время, и я уехал служить, мне из профкома завода присылали посылки и слали письма с приглашением вернуться на завод после демобилизации.

– И что, вернулись?

– Нет, получилось по-другому. Я вернулся в Резину, в Дом культуры, откуда меня направили в Сорокское культпросветучилище. Когда окончил его, назначили директором Дома культуры села Екимауцы Резинского района. Там я не только трудился и набирался опыта, но встретил свою судьбу.

ар4– Да, о красивой судьбе вашей семейной пары можно писать роман!

– Я работал в Доме культуры и обратил внимание на симпатичную школьницу с голубыми, как небо, глазами. Любочка на концертах исполняла песни на французском языке, и хорошо пела. Что говорить?! Запала мне девчонка в сердце, и я старался быть почаще рядом с ней. Однако ее мама как-то пригласила меня в гости: «Слушай, Иван, дочка у меня одна, и если ты чего задумал нечестного – оставь ее, прошу тебя. Ей еще школу окончить надо и дальше учиться…». Люба окончила школу, потом выучилась на товароведа, и мы поженились. Правда, потом моя жена окончила еще и институт искусств – чтобы наши интересы совпали не только в семье, но и в работе: «Не хочу, чтобы мы с тобой разговаривали на разных языках: ты мне о «па-де-де», а я тебе о дебете с кредитом». С тех пор моя Любовь Софроновна работает в сфере культуры, и она мой самый главный в жизни друг, зритель и судья… Фотография девятиклассницы Любы в моем рабочем кабинете висит на самом видном месте – для вдохновения. Как и фотографии еще двух моих самых дорогих женщин – дочери Дойны, которая работает хореографом в городской и районной школах искусств и фактически продолжает мое дело, и внучки Ани, школьницы, которая и поет, и танцует с одинаковым удовольствием. Мои женщины – мое вдохновение!

– А когда Вы попали в Рыбницу?

– Я приехал в Рыбницу с семьей в 1985 году по приглашению заведующего городским управлением культуры Михаила Препелицы. В Рыбнице не было танцевального коллектива. По приезде мне сразу выделили квартиру и дали год на сбор материала и подготовку репертуара. Сразу отмечу: это было самое трудное и самое счастливое время, время поисков и надежд. Я с двумя танцорами и магнитофоном объездил всю Молдавию, где, общаясь со старыми людьми, искал и находил старинные танцы, присущие только этому селу. Вы не поверите, но в небольшой Молдавии танцы на севере, юге, западе и востоке отличаются разительным образом. И нам удалось восстановить более десятка оригинальных, удивительных танцев, которые сегодня входят в золотой фонд ансамбля. Из Каменки мы привезли танец «Колакул», который в прежние времена в селах танцевали на третий день свадьбы. Этот веселый танец и сегодня любим зрителями. В селе Цыбулевка Дубоссарского района мы отыскали чудный танец «Булгэряска», в Слободзее – «Олеандра». В селе Подойма Каменского района нас ждал еще один подарок – танец «Подоймяночка». Уроженка этого села, известная мастерица-рукодельница, работник культуры Татьяна Галак изготовила артисткам ансамбля необыкновенно красивые веночки, а другой мастер изготовил шляпы для мужчин. Вместе с костюмами эти аксессуары создали неповторимый, нарядный и характерный только для села Подойма образ сельской молодежи.

Три роскошных танца подарило нам село Плоть – «Шарампой», «Фусул» и «Арнэутул», впоследствии это название мы дали нашему ансамблю. Эти танцы говорят о великой мудрости, благородстве и доброте народа. Танец «Арнэутул» был создан сразу после войны, когда мужчин и юношей было мало – не все вернулись с фронта… Вот и придумали танец, который обычно танцевали после уборки урожая (отсюда и название «Арнэутул», как сорт пшеницы), где танцуют тройками: две девушки и один парень, чтобы меньше девушек осталось одинокими! Уже давно нет тех жителей села, что показали и открыли нам эти необыкновенные танцы, а они живы. Я успел их записать! Они живы только потому, что жив наш ансамбль. И хорошо, что сегодня можно их записать на видео и сохранить для потомков.

– Эти самобытные танцы – настоящие бриллианты, достояние нашей республики!

– Я тоже так считаю. И наши зрители так считают. Не зря много лет ансамбль с достоинством носит звание «народный коллектив». А сколько наград получил за свое творчество! В 1989 году наш коллектив выступал на главной сцене ВДНХ, где покорил сердца москвичей и стал лауреатом Всесоюзного конкурса. В 1991 году мы заняли первое место в республиканском конкурсе. В 1996 году «Арнэутул» завоевал Гран-при на молодежном конкурсе народного творчества в Одесской области. В 2002 году на республиканском конкурсе коллектив также занял первое место… Хотя главной победой артисты ансамбля «Арнэутул» считают любовь и признание зрителей.

– А что увидят ваши поклонники на предстоящем концерте?

– Зрителям, которые придут на юбилейный концерт, мы подарим лучшие концертные номера, танцы, которые исполняли в течение трех десятилетий творческой жизни ансамбля. В концерте будут задействованы ветераны ансамбля, основной состав, молодежный состав, воспитанники городской и районной школ искусств, а также дошколята – подготовительная группа детского сада №2. А еще выступят ансамбли «Барвинок», «Бусуйок молдовенеск», «Чаровницы», коллектив средней школы №6 «Планета детства». Весь концерт будет аккомпанировать ансамбль молдавской музыки «Гиочел». Участниками концерта станут более ста человек. Будет что посмотреть!

– И все-таки что за великая сила таится в народном танце, Иван Алексеевич?

– Можно сказать, что танцы – гармоничное слияние музыки и движения. Но если современные танцы нередко вызывают агрессию, эгоизм и изрядную долю распущенности, то народные танцы – только добро, чистоту, целомудрие и красоту помыслов. Народный танец – это когда и душа, и тело, и настроение человека взлетают ввысь, оторвавшись от повседневной суеты. Народные танцы – это полет, это мечта человека о счастье!

– Все поклонники вашего коллектива и танцевального искусства желают Вам, а в вашем лице – коллективу ансамбля «Арнэутул» вдохновенного полета и концертов, которые наполняют сердца и души зрителей светом надежды и доброй энергией. И пусть «Арнэутул» еще долгие годы радует зрителей своим творчеством.

– Мы будем стараться!

 

Дина Листюгина.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив