3.9 C
Тирасполь
Воскресенье, 22 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Автопортрет с Мишей Ларионовым

В здании Третьяковской галереи на Крымском валу можно видеть картины М. Ларионова тираспольского цикла. Нельзя быть тираспольчанином и, глядя на них, не воскликнуть, оборотившись к посетителям: «Господа, я, я из Тирасполя. Ларионов – мой земляк. Глядите (судорожно нащупываем в кармане смартфон), вот это Тирасполь, на этих улицах, под этим солнцем Михаил Федорович задумал и создал свои шедевры».

Милый Тирасполь, по его собственным словам, «самый прекрасный город на земле», Ларионов увез в своем сердце и на чудесных полотнах в Москву, а затем – в Париж. Тирасполь стал Ларионовым, а Ларионов – Тирасполем. А вот это я на фоне старой архитектуры города (ещё недавно существовавшей). Я с Мишей Ларионовым!

Старые дворики и их обитатели, тенистые улочки и скверы, островок стометровки, стремительно уходящий в прошлое, Семеновский бульвар… – щемящее чувство, старинная любовь. Что тут скажешь! И только кружит голову, больно ранит сердце запах цветущих акаций – наяву ли, во сне или (и) на картинах Ларионова.

Верхушки акаций

 

Родился всемирно известный художник не где-нибудь, а здесь. Сие счастливое обстоятельство дает приднестровцам право говорить: «Наш Ларионов», «Миша…».

Конечно, при других обстоятельствах Ларионов мог родиться не здесь, а где-нибудь. И тогда было бы всё по-другому. Но – хвала Создателю! – вышло иначе. Мысль эта сколь простая, столь и неординарная, требует прочного усвоения. Уже хотя бы потому, что с Тирасполем связан один из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Юг, южный колорит, богатство палитры, солнце – вот исток здорового, жизнеутверждающего начала, коим наполнены ларионовские шедевры. Самые простые, но вместе с тем и самые дорогие нам вещи сделали Ларионова таким, каким он стал: близким и понятным каждому, а в особенности нам, южанам.

Парадокс знаменитого авангардиста-бунтаря заключается в том, что, будучи выдающимся новатором своего времени, он один из немногих, кто не нуждается в услугах переводчиков-искусствоведов. Дескать, вот вы думали, что черный квадрат – это просто черный квадрат, а на самом деле (надуваем щеки) это… черный квадрат.

Ларионов не таков. Мастер эпатажа, идейный вдохновитель и участник «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», отец русского авангарда, художник-примитивист, изобретатель «лучизма» неизменно теряет при любой попытке приложить к его творчеству инструкцию по применению. Ларионов – это Ларионов. И ничего тут объяснять не требуется. Помните из «Мастера и Маргариты»: «А никаких доказательств и не нужно».

(Мысленно я уже покончил с биографией классика русской живописи ХХ века, но на бумаге ещё не успел этого сделать).

Бульвар в Тирасполе (Пейзаж при свете луны)

 

Итак, появился на свет создатель лучизма (думаю, Малевич должен был родиться ночью) по новому стилю 22 мая 1881 года в Тирасполе. Забегая вперед, отметим его 135-летний юбилей… Пардон, отметим, что у Ларионова всегда был свой стиль, свой почерк. По словам искусствоведов, никому, кроме импрессионистов (на раннем этапе), южного солнца, многонационального русского народа, детей и самого Ларионова, Ларионов никогда не подражал.

Кстати, об искусствоведах. Один такой знаток – «Убивать надо таких знатоков!» – писал о картине Михаила Федоровича:

«Площадь провинциального города», несомненно, натурная работа. Не часто встречаются картины подобного формата: она квадратная. Это придаёт полотну законченность и равновесие, которому не мешает диагонально решенная аллея, обсаженная деревьями. Масляная живопись этого полотна по-акварельному легка. Её холодный колорит можно было бы объяснить утренними часами города, если бы не энергичная дневная суета людей. Именно в том, как трактованы люди, лошади, собаки, наблюдается добрая ирония уже давно жившего в Москве художника».

Очень глубокая мысль насчет квадратной картины («картина хорошая, потому что она большая», – сказал бы Мистер Бин), но я о другом. Вопрос: в чем ученый муж подметил «добрую иронию»?  Абсолютно все фигуры на картине предстают в элементарно-обобщенном виде (как у импрессионистов и постимпрессионистов). Впрочем, на то он и ученый. Однако если придерживаться подобной логики, выходит, что жизнь Ларионова в Москве стала для художника неким продвижением по службе, что якобы позволяло ему смотреть на земляков-провинциалов свысока, «с доброй иронией». Тогда как очевидно: всё самое лучшее, чистое, лучистое, вечное, что есть в работах Ларионова, включая и отменное чувство юмора, он приобрел здесь, в уездном Тирасполе, а не в каком-нибудь там Париже, где имел неосторожность умереть.

Таким образом, Михаилу нужно было не вытравливать из себя «провинциала», мучительно силясь скрыть происхождение, а бережно сохранять, культивировать то, что он вывез из родного города (имея в виду и южное солнце, и талант, и сами работы), гордиться всем этим, что он и делал: «Ты ж одессит, Мишка, а это значит…».

Уже хотел было сдуру вернуться к биографии художника, рассказать, где, у кого, с кем и, главное, как он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, как бунтовал, эпатировал публику, но вовремя остановился. Ларионов – это Ларионов. Только картины, только солнце.

 

Вселеночка. Лучистая композиция

 

«Ларионов был художником универсальным: он мог всё, – продолжаю маниакально, как бультерьер, цитировать упомянутого искусствоведа, –писать картины, создавать скульптуру, писать театральные декорации, делать иллюстрации к книжкам поэтов-футуристов, основывать новые художественные направления («лучизм»)».

«Господа, Ларионов был художником, настоящим художником, и этого вполне достаточно, – говорю я. – Быть настоящим – значит быть самобытной, аутентичной, автономной вселенной образов, чувств, животворящих импульсов». И Ларионов животворящ. «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!». Кажется, всякий, кто прикасается к Ларионову, зеленеет, наливается соками, набухает почками (аналогию с черным квадратом вы можете провести сами).

Ларионов – не да Винчи и не Моцарт. Он, по крайней мере мнимо, досягаем и осязаем. Из этого источника хочется и можно пить, не сильно заботясь об антураже, канонах, манерах. С ним хочется дружить, балагурить в одной компании, составлять одну композицию, один (двойной) портрет. Даже разрушая стереотипы, преодолевая «духоту академий», Ларионов не становится на скользкий и тупиковый путь нигилизма, неизбежно ведущий к черному квадрату. Да, он идет в авангарде, он сам авангард, но никогда – Герострат. Он и разрушает, и строит играючи, беззаботно, как дитя.

Фруктовая лавка

 

Живопись Ларионова вкусна. Сам он бы ещё тем фруктом. Мы, любители фруктов и ценители талантов, таким его и любим, и ценим. А яблочко от яблони, как говорится… Не первый год в Тирасполе проводится Ларионовский вернисаж. Лучшие художники Приднестровья выставляют по такому случаю свои самые «ларионовские» произведения. Вот и в юбилейном, 135-м со дня рождения художника году, художники не подкачали. На выставке можно видеть не менее четырех десятков добротных работ, выполненных в различной технике (от живописи до компьютерной графики).

Назову лишь некоторые, запомнившиеся и полюбившиеся: Л. Грекул «Ритмы города», «После дождя»,           П. Китаев «На красной планете»,          Е. Иовица «Осенний букет», «Православные Кицканы», серия работ Н.Пономаренко, посвященных Ларионову, Г. Спицын «Жизнь прекрасна, я свободен!», С. Панов «Весеннее одиночество», «Конец серебряного века», О. Иванова «Битва», О. Болтнев «Ящик яблок», Колобнева А. «Страсть», А. Черевков «Бах», «Однажды в Коблево», «Натюрморт», «Светает»…

 

Петух и курица

 

Риторический вопрос, что было раньше, яйцо или курица, применительно к Ларионову может звучать так: что способствует чему – Ларионов популяризации Тирасполя или Тирасполь пониманию Ларионова? Так или иначе, художник с мировым именем – наш культурный бренд и одновременно, по словам протоиерея Андрея Ткачева (сказано о Третьяковской галерее в целом), наш культурный код.

Если немного помечтать в этом направлении, можно вообразить Приднестровье Меккой культурной жизни, эдакой Шамбалой мира искусства (даже не напоминайте про Новые Васюки). Шутки шутками, но для этого у нас, как будто, есть всё необходимое: геополитическое положение – мост между мирами (восточным и западным), традиции поликультурализма, Ларионов, прекрасная природа, прекрасная учебная база, прекрасные художники и, в целом, огромное количество на душу населения творческих людей. Есть Приднестровский государственный институт искусств, картинные галереи, музеи, памятники истории и архитектуры. Был опыт создания Центра изобразительных искусств имени Ларионова. К большому сожалению, временно (будем надеяться, что так) не функционирует художественный салон. А если задавшись целью, собрать воедино все ресурсы, объединить силы, результат может быть весьма многообещающим. В любом случае нужно дерзать. Именно так поступал Миша Ларионов. А он с нами – одна плоть.

Вообще, обращаясь к имени признанного гения вот так, запросто, мы, приднестровцы, вовсе не хотим сказать, что у нас таких, как Ларионов, – пруд пруди (хотя, таки да, их есть у нас), что мы сами столь же талантливы и всегда в авангарде. Просто так мы чувствуем. Такими он нас и любил. И потому «Автопортрет с Мишей Ларионовым» столь органично смотрится на «Ларионовском вернисаже».

Отрадно сознавать, что любовь тираспольчан, проявляясь по-разному, с течением времени приобретает всё более зримые формы. Это и сам «Ларионовский вернисаж», и Центр изобразительных искусств им. Ларионова, и одноименный ресторан, и разнообразная печатная продукция. А недавно, как сообщает корреспондент газеты «Приднестровье», на улице Ларионова в Тирасполе состоялось открытие памятной доски. Здесь же прошла выставка копий картин Ларионова. Одновременно были подведены итоги детского конкурса «Подражая Ларионову», в котором приняли участие свыше трехсот юных приднестровцев.

Сам автор «Верхушек акаций», «Бульвара в Тирасполе», «Вселеночки», «Фруктовой лавки», «Петуха и курицы» и, конечно, «Креветок», скорее всего, с доброй иронией отнесся бы к попыткам увековечить своя имя. Слишком он был текуч, животворящ и лучист. Но ничего не поделаешь, людская благодарность, не зная границ, требует некой монументальности.

 

Креветки

(вместо эпилога)

 

«Несомненно, подражать абстракциям нашего земляка весьма сложно, однако детское восприятие более иррационально, нежели взрослое!» – резонно отмечает автор статьи «Как подражать Ларионову», хотя абстракции – это больше по части Кандинского и Мелевича. Подражать можно, но лучше не подражать, а просто быть на одной с ним волне, доверять ребенку в себе.

Что касается памятной плиты – пониманию Ларионова она, конечно же, не способствует. Плита на камне – лишь напоминание о знаменитом соотечественнике, лишь указатель в сторону его замечательных картин. Будь Ларионов нашим современником, он непременно отнесся бы к «увековечению памяти о себе» с юмором и, возможно, написал бы камень с памятной плитой в виде отраженных от него лучей: «Камень. Лучистый этюд». А потом на открытии «Ослиного хвоста», «Кошачьего глаза» или «Свиного уха» изрек бы нечто в духе: «Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же нам найти равного противника?! Будущее за нами… Наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, значит на лучах и сосредоточимся».

В этом, то бишь во всей совокупности манифестов, картин, «Ослиных хвостов», лучизма, декораций к балетам Дягилева, иллюстраций к книжкам футуристов и пр. и пр., весь Ларионов.

P.S. Читающий читатель может задаться вопросом, почему вместо эпилога… креветки. Но, во-первых, я ведь честно предупреждаю: не эпилог, а креветки какие-то. А во-вторых… Забыл.

 

Николай феч.

 

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив