Поднять археологию на щит
Археолог по роду деятельности сталкивается с такими материями, которые хочется отнести за грань времён, в определённом смысле – к доисторическому прошлому. Но учёных не пугает дописьменная история. Более того, используя современные методы датирования, достижения точных наук, исследователи постоянно оттачивают представления о хронологии. Из уст научного сотрудника вы запросто можете услышать, например, такую формулировку: «конец первой четверти третьего тысячелетия до нашей эры». А восстановить картину прошлого позволяют незначительные, на первый взгляд, открытия – такие, которые ежегодно совершают здесь, на нашей земле.
В канун профессионального праздника знатоков древностей мы пообщались с заведующим НИЛ «Археология» Приднестровского госуниверситета Виталием Синикой, побывали в недавно открытом музее.
Вообще с первого же взгляда подмечаешь, что коллеги буквально светятся. Как говорит Виталий Степанович, археологи не только переехали в другой корпус университета, не просто заняли гораздо большие площади, нет! Они оказались в таких условиях, в которых никогда не находились прежде. Большая личная поддержка Президента Вадима Красносельского, несомненно, сделала своё дело. Теперь учёные располагают вместительным, оборудованным согласно современным требованиям хранилищем, непосредственно музеем, кабинетами для реставраторов, специальным оборудованием, словом, всем необходимым для выполнения профессиональных задач. Этой цели и служит археологический центр, открывшийся осенью прошлого года.
Наконец экспонаты, накопленные за тридцать лет, вольготно разместились в экспозиции, а не теснятся, как было прежде, создавая невообразимую многоголосицу. Теперь посетитель может, разглядывая артефакты, спокойно ознакомиться с исторической панорамой – от каменного века до нового времени. Да, не все предметы вызывают мгновенный восторг, наподобие посмертной маски Тутанхамона, но именно по таким, как писал один мой коллега, «ржавым мелочам», шаг за шагом разгадывают величайшие ребусы истории.
Виталий Синика проводит журналистов в свой кабинет – значит, и у него появилось собственное рабочее пространство. Там на книжной полке небольшой портрет главы государства. Видно, что поставлен он не для высокого начальства, а как жест искренней благодарности. «Говорю без преувеличения, благодаря Президенту наши возможности на порядок возросли, отношение к науке изменилось», – сообщает Виталий Степанович.
В комфортной обстановке беседуем. Автору этих строк даже показалось, что учёный с гораздо большей охотой отвечал на довольно типичные журналистские вопросы, подробно рассказывал о находках этого сезона. А они, находки, есть!
Отдельного упоминания заслуживают открытия, связанные с Усатовской культурой (конец четвёртого тыс. до н.э.). Усатовцы появились на заре истории индоевропейцев. Стало быть, исследуя указанные памятники, археологи смогут дать ответы на важнейшие вопросы, связанные с появлением в степях Северного Причерноморья наших отдалённых предков: откуда они пришли, как жили, чем отличались генетически, антропологически и в плане своих воззрений от предшественников (доиндоевропейцев)? Остаётся по крупицам собирать информацию, которая находится в прямом смысле под ногами, и истина непременно восторжествует.
Исследования текущего года в плане истории раннего бронзового века порадовали как никогда. И это притом что археологи, по собственному признанию, всегда проводят спасательные раскопки, не стараясь захватить наиболее лакомый кусок, а, наоборот, выбирая самые уязвимые объекты – распаханные, иногда почти полностью разрушенные. В 2025 году работы велись у Слободзеи, Чобручей, Токмазеи и Бутора. Всего исследовано 12 курганов. Одному из них грозило уничтожение карьером. Разработчики карьера не просто пошли академической науке навстречу, согласовав порядок работ, но и помогли с техникой. Как результат – яркие, незаурядные находки. Причём усатовцев много как никогда. Все с выразительным ин-
вентарём. В числе находок амулет из рога оленя в виде головы быка, две женские статуэтки, расписные сосуды…
Отметим: усатовцы не были первыми кочевниками в Причерноморской степи. В Токмазее найдено погребение времён позднего энеолита. В нём обнаружили фрагмент костяного навершия. Информацию по представителям данной культуры уточняют. Картина будет лучше видна по итогам радиоуглеродного датирования.
В поле зрения учёных попали и сменившие усатовцев либо существовавшие параллельно вестники Ямной культурно-исторической общности (середина третьего тысячелетия до н.э.). Один из них лежал посыпанный охрой. Причём это был, судя по всему, мастер-стрелодел. С ним в могилу положили заготовки стрел, каменный топор, рабочие инструменты.
Следующая группа памятников принадлежит к Катакомбной культурно-исторической общности (вторая половина третьего тысячелетия до н.э.). Обычно воинские захоронения данной группы бедны инвентарём. В этом же году открыто погребение с двумя богато орнаментированными сосудами, которые вскоре займут достойное место в экспозиции музея. Кроме того, впервые за долгие годы обнаружен памятник Ингульской катакомбной культуры с найденным в нём бронзовым шилом. Порадовал полевой сезон открытием сарматского захоронения (вторая половина первого тысячелетия до н.э.), где были обнаружены зеркальце-амулет и бусы. Для нашего региона сарматы – довольно большая редкость. Всего за десятилетия раскопано порядка двадцати несомненно сарматских погребений.
Средние века представлены, в частности, захоронениями венгерских воинов. Газета «Приднестровье» уже рассказывала, какое значение для истории венгров имеет изучение промежуточного этапа их миграции на пути к «обретению родины». Ранее считалось, что однозначно угорских объектов на нашей территории нет. Теперь этот взгляд пересмотрен. Сотрудники НИЛ «Археология» чётко идентифицируют погребальный обряд и могут похвастаться не одним всесторонне изученным памятником. В текущем году коллекцию пополнили боевой венгерский лук, колчанные наборы, железные миниатюрные топорики (модельки). В Токмазее, сверх того, найден костяк ребёнка с оберегом в виде зуба бурого медведя, с подвеской из створки раковины. Вместе с мальчиком помещался грубый лепной сосуд для жертвенной пищи. В целом, картина венгерского присутствия становится на глазах всё более очевидной. И уже сегодня можно с уверенностью сказать, что угры в Приднестровье господствовали начиная со второй трети девятого до конца десятого веков н.э.
Есть и захоронения более позднего времени. Одно из них изучено у с. Бутора. В настоящий момент археологи не готовы его датировать, но, скажем так, это либо золотоордынский, либо ногайский период, когда потомки монгольских завоевателей приняли ислам. О чём говорит отсутствие погребального инвентаря и характерное положение костяка, вытянутого на спине, головой на запад, лицом на юг.
Вообще, как отмечает Виталий Синика, кажется непостижимым, но именно период ХV, ХVI и ХVII веков, применительно к Приднестровью, наименее изучен историками.
Не вполне ясно, какие этнические процессы происходили в регионе на стыке Средних веков и Нового времени. Тех же ногайских погребений изучено не так много. А ведь были и другие этнические, религиозные группы…
Не вызывает сомнений, что дальнейшее накопление приднестровскими археологами материала прольёт свет и на этот, пока относительно малоизученный период. И да, в ногайских погребениях априори не может быть расписных сосудов, оружия, фигурок языческих божеств. Но, как мы знаем, не всё то золото, что блестит. По крайней мере, в глазах знатоков древностей…
***
Государственное унитарное предприятие «Марка Приднестровья» подготовило новую серию почтовых марок, посвящённую археологии. Что характерно, на марках представлены находки, обнаруженные на территории нашего края. Это уникальные исторические артефакты из могильника у села Глиное, относящиеся к скифской культуре периода III-II вв. до н.э. Таковы золотые серьги в виде львов, кусающих свой хвост, и греческий бронзовый светильник, изготовленный 2200 лет назад.

Михаил ФЕРНЕТ.
Фото ИА «Новости Приднестровья».
Газета №152 (7778) от 16 августа 2025 г.
