Полвека на этой земле – приветливо-солнечной, удивляющей и завораживающей своей безграничностью. Ровно столько живёт на ней Олег Соснин. Что-то сакральное, вечное, звучное уже в самом его имени. Журналист и писатель, талантливый и неординарный, много знающий, думающий, тонко чувствующий и всё подмечающий, он отмечает юбилей. И, как всегда, продолжает искать и обретать, познавая и по-детски удивляясь всему новому, неизведанному.
Я хочу – чего, не знаю сам:
От стрекоз, трепещущих воздушно,
От пугливых ласковых лягушек,
От осоки – леса острых сабель…
В зарослях ручья, на самом дне
Отблеск неба, ласковый и строгий.
В этой беспредельной глубине
Я ищу черты живые Бога.
(О. Соснин. «Овраг»)
– Олег Валерьевич, вы уроженец Тирасполя?
– Именно так, родился в 1976-м. Учился в СШ №9, потом в теоретическом лицее (его первый выпуск). Вместе со мной учились интересные творческие ребята. Да и педагоги были увлечённые, умевшие «расшевелить и заразить» нас, подростков. Так, литературу преподавал Юрий Заяц, который сам писал стихи. Он открыл мне дверь в мир человеческой души и сердца.
– А что насчёт любимых школьных предметов?
– Я чистый гуманитарий. Любимые – литература и биология: живые существа, их среда обитания. В детстве с удовольствием читал книги Джеральда Даррелла, они формировали во мне ощущение красоты и интереса к живой природе. И, безусловно, русская литература.
– Было место и стихам?
– Да, в юности я уже успел полюбить поэтический мир. Первоначально меня увлекла книга «Три века русской поэзии», появилось ощущение магии стихотворных образов, рифмы завораживали. Это теперь я уже понимаю, что не каждый, кто сочиняет, поэт. И себя считаю скорее любителем поэзии. Но уже в лицее публиковался в рукописном журнале, студентом пытался писать стихи. Что-то получалось. Хотя тому, кто сочиняет, всегда кажется, что он талантлив. И это нормально, ведь молодости присуща вера в свои силы.
– Где продолжили учёбу?
– В Приднестровском государственном университете. Мой курс – первые выпускники кафедры журналистики при филологическом факультете. И уже сочинял не только стихи, а немного писал и прозу. Во всяком случае, в 2011 году, став членом союза писателей Приднестровья, в Переделкино на первое международное совещание молодых писателей СНГ я поехал как прозаик. Среди собравшейся там молодёжи было и несколько настоящих талантливых писателей, я до сих пор слежу за их творчеством. Это прозаик Ильдар Абузяров, сегодня – российский писатель, журналист, педагог. И русский поэт Константин Комаров, литературовед, литературный критик.
– Знаю, что как журналист вы работали в городской газете «Днестровская правда»?
– До этого, совсем недолго, на телевидении, немного на радио, в информационном агентстве «Ольвия-пресс». А действительно стабильным местом работы можно назвать «Днестровку», в которой в 2007 году, когда я пришёл в неё, нас было три корреспондента и пишущий редактор Татьяна Руденко, позднее – Вера Бондарева.
– Публицистика, новостная корреспонденция не показались сухой обезличенной конкретикой? И о чём нравилось писать?
– В публицистику я всегда старался и стараюсь вносить какой-то художественный элемент. Мне нравится, чтобы материалы были небезликими, чтобы в них присутствовала, если можно так выразиться, уместная литературность. Конечно, всегда интереснее писать об увлечённых людях. И о природе, это такая отдушина. И ещё скажу: всегда хотелось свободы творчества.
– В республиканское «Приднестровье» вы пришли в 2022 году. Почувствовали разницу в каких-то рабочих моментах?
– Конечно. Здесь новостной охват намного больше, шире. Побывать с редакционными заданиями удалось даже в самых отдалённых уголках нашей республики, многое увидеть и написать об этом. Хочу заметить, что раньше журналистика была очень близка к литературе, многие крупные писатели работали в газетах, это было нормой. Сейчас другая эпоха. Но газета, считаю, всё равно должна быть интересной и глубокой, вдумчивой, рассчитанной именно на чтение, а не на просматривание. А в работе журналиста, корреспондента всегда должно быть больше человеческого, чем официозного. И сам журналист должен быть умным и любознательным.
– Ну а какой он, сегодняшний читатель?
– Оптимистично настроенный, жизнелюбивый, несмотря ни на что. Солнечный. И читатель, и весь приднестровский народ: люди у нас отличные! И это невзирая на то, что сегодня мы живём в зоне непризнанности. Несколько раз был в Германии, есть с чем сравнить. Да, там больше комфорта, но в самой жизни есть какая-то искусственность, замкнутость. Как в ракушке. А Приднестровье – это о душевности и распахнутости, гостеприимстве.
– Пятьдесят – это дата, когда за плечами уже есть понимание жизни и опыт. Как ощущаете себя в соотношении с этой цифрой?
– Философски. В жизни всё преходяще. Но остаётся творчество, остаётся искусство и ещё очень многое. Главное, остаётся радость от возможности всё это впитывать, воспринимать и творчески работать дальше. Просто жить…
Мы, коллеги по творческому цеху, искренне желаем Олегу Валерьевичу жить в гармонии с собой и миром, открывая новые творческие горизонты. Те, за которыми, как и в его стихах, «душа одевается солнцем».
Беседовала Дарья ГОРИЗОНТ.
Фото Виктора Громова.
Газета №9 (7880) от 23 января 2026 г.
