Часть 2
Непростая экономическая ситуация на сегодняшний день складывается в Приднестровье. Мелкий и средний бизнес чувствует нестабильную политическую, экономическую и валютную ситуацию, и как результат – предприниматели находятся на грани закрытия своего бизнеса или вынужденной смены сферы деятельности. Увы, очень многие уезжают на постоянное место жительства в другие государства.
Главная причина – приднестровский бюджет на текущий год был принят депутатами Верховного Совета с дефицитом, который не обеспечен поступлениями в бюджет даже по социально защищенным статьям. При этом парламент не сделал никаких попыток, чтобы кардинально изменить ситуацию, а возможности были.
В начале 2016 года Президент принял ряд изменений в законодательстве, направленных на улучшение предпринимательской среды и на сокращение бюрократических процедур: с января 2016 своим указом Евгений Шевчук приостановил налоговые проверки на предприятиях и в коммерческих организациях, что должно привести к росту предпринимательской активности. Правительство Приднестровья разработало антикризисную программу, которая также направлена на снижение налоговой нагрузки для предпринимателей.
Однако десятки законопроектов, инициированных Президентом еще три года назад, в том числе по изменению налогового законодательства, антимонопольной и внешнеэкономической деятельности, так и остались на бумаге, депутаты Верховного Совета принципиально не рассматривали их. Более того, депутатский корпус, дабы избежать ответственности за содеянное, проголосовал за свой пожизненный иммунитет и неприкосновенность, да еще и в таком объеме, чего нет и быть не может в современных цивилизованных государствах.
Причины общеизвестны. Серьезнейшая проблема, начавшаяся еще при первом Президенте Игоре Смирнове — это сращивание бизнеса и законодательной власти, где у депутата есть возможность одновременно заниматься еще и предпринимательством. Это одна из самых отсталых форм политической организации законодательной власти, которая ведет к конфликту государственно-общественных интересов с бизнесом, к перекосам в экономике, к налоговым диспропорциям, к неэффективным решениям. Страны, пришедшие к высокому уровню жизни, обязательно отделяли бизнес от власти.
Как результат – лоббирование законодателями интересов только узкого круга монопольных компаний и холдингов значительно снизило возможности государства в регулировании внешнеэкономической деятельности. Плюс некоторые внешние политические факторы.
В 2004-2006 годах Молдова последовательно уничтожила сферу автомобильных грузоперевозок Приднестровья путём отказа от выдачи необходимых предприятиям разрешений. В общей сложности недополученные доходы транспортных компаний Приднестровья ежегодно составляют около $17 млн. Со стороны Кишинева продолжается банковская и экономическая блокада. Не отстает и Киев – 18 марта 2015 года кабинет министров Украины принял постановление, закрывающее всю приднестровско-украинскую границу для провоза подакцизных товаров.
В итоге внешнеторговый оборот Приднестровья с начала 2016 года сократился на три четверти, а это почти $200 млн. Показатель экспортных операций, по сравнению с прошлогодними показателями, сократился на 8%, или на $20 млн. При этом импорт товаров снизился более чем на 30%.
Сильная сторона приднестровской экономики за последние 4 года – стабильный курс национальной валюты – стал ахиллесовой пятой отечественной экономики. В начале года в ПМР сложилась сложная ситуация на валютном рынке. За 5 месяцев 2016 года в страну поступило на $105,06 млн меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт приднестровской продукции уменьшился на $18,8 млн. Для разрешения сложившейся ситуации Приднестровским республиканским банком был инициирован ряд мер, в том числе введение обязательной продажи валютной выручки экспортерами в его валютный резерв, снижение таможенных пошлин по ряду товаров, изменение нормативов для банков, девальвация рубля.
Президент Евгений Шевчук провел более десятка совещаний по стабилизации на валютном рынке, но единой позиции по урегулированию ситуации между Верховным Советом, ПРБ и Правительством не найдено. Президент и ПРБ предложили девальвировать рубль для стабилизации ситуации до 14-16 рублей за доллар. Эту позицию поддержали российские и западные эксперты. Однако депутаты Верховного Совета, еще в прошлом году охотно говорившие о девальвации в целях спасения экономики, не спешат с решением проблемы, осознавая непопулярность у населения этого финансового механизма.
А ведь еще в октябре-ноябре 2015 года прогнозировалась серьезная угроза экономики, в случае если бы не были заключены контракты на поставку электроэнергии в Молдову, а Евросоюз не сохранил торговые преференции. Напрямую работать с зарубежными контрагентами приднестровские предприятия с государственной долей собственности не могут по причинам чисто политического характера. В связи с этим исполнительная власть просто вынуждена создавать посреднические организации.
В случае с Молдавской ГРЭС, это фирма «Энергокапитал», которая напрямую заключила контракт с молдавской государственной компанией «Энергоком», являющейся основным покупателем электроэнергии в Молдове. Кому как не представителям холдинговых компаний в Верховном Совете не знать о подобных формах коммерческой деятельности.
Одной из мер, которая помогла бы снять валютный ажиотаж, стала бы предложенная ПРБ девальвация рубля на 10%, тем более, что приднестровцы уже де-факто почувствовали на себе реальную девальвацию, как раз на эти 10%. В создавшемся валютном кризисе Верховный Совет почему-то поспешно обвинил Приднестровский республиканский банк, отозвав его председателя, что в сегодняшних условиях может еще больше усугубить ситуацию на валютном рынке.
Возвращаясь к существующей налоговой системе, можно с уверенностью констатировать, что она стимулирует импорт, но не стимулирует производство, поэтому отечественные производители находятся в худших условиях по сравнению с производителями Молдовы или Украины.
В этой ситуации в Приднестровье становится выгоднее закупать различные, в том числе и продовольственные, товары за рубежом, где их производители несут значительно меньше налоговых издержек, что в результате способствует вымыванию валютных резервов из Приднестровья, что мы с очевидностью можем констатировать сегодня, в период активного экономического кризиса.
Покупательная способность жителей республики постепенно снижается, отсутствуют условия для привлечения иностранного капитала, внутренним предпринимателям также становится выгоднее выводить свои активы за рубеж, чем вкладывать в развитие производства внутри республики. Но разве это интересно фирмам-импортерам, заинтересованным только в результатах своей торговли, а не в интересах государства и населения? Конечно же, нет, и это прекрасно понимают депутаты Верховного Совета, понимают и действуют соответственно.
Еще раз отметим, что реальным выходом из ситуации могло бы стать изменение налоговой системы, но Верховный Совет уже несколько раз отклонял инициативы о переходе на классическую налоговую систему. Глава Приднестровья заявил, что решение столь важного вопроса, как нехватка валюты, находится в плоскости выверенных, согласованных всеми ветвями власти мер. Необходимо принимать решения, которые устраняют проблему, а не откладывают ее в долгий ящик.
В.татаринов.