Общественно-экспертный совет при МИД Приднестровской Молдавской Республики работает уже на протяжении многих лет. В него входят представители научного и экспертного сообщества, общественных организаций, средств массовой информации.
Во вторник, 13 сентября, в МИД прошло очередное заседание общественно-экспертного совета (ОЭС). На заседание Совета были приглашены и члены парламентской комиссии по внешней политике и международным связям. Верховный Совет на заседании общественно-экспертного совета представляли депутаты Олег Беляков, Виктор Гузун, Олег Василатий, Андрей Сафонов и Пётр Пасат, а также участник заседаний парламентской комиссии, бывший министр иностранных дел Владимир Ястребчак.
Открывая заседание ОЭС, его председатель, министр иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев, обрисовал текущую ситуацию в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию, назвав её «непростой, характеризующейся как обострением целого ряда застарелых проблем во взаимоотношениях сторон, так и практикой торпедирования молдавской стороной предметного диалога за столом переговоров».
«С учетом фактора возникновения кризиса на Украине к этим проблемам добавились определенные действия украинской стороны, которые, синхронизируясь с действиями Молдовы, привели к новым блокадно-ограничительным мерам в отношении жителей Приднестровья и, в целом, интересов приднестровской стороны. Это касается как свободы передвижения граждан и легкового автомобильного транспорта, так и односторонних действий, нарушающих ранее подписанные соглашения, в частности, соглашения о возобновлении грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья», – сказал в этой связи Виталий Игнатьев.
Стоит напомнить, что участники переговорного процесса обозначили намерение решить проблемы участия приднестровского легкового автотранспорта в международном движении, а также апостилирования приднестровских дипломов в Протоколе по итогам последнего раунда переговоров в формате «5+2», состоявшегося в июне этого года в Берлине. Однако в дальнейшем Кишинёв под разными предлогами уклонялся от предметного обсуждения этих вопросов. «Невзирая на то, что ситуация в переговорах была крайне проблемной, молдавские партнеры отказались от предметной работы как по выполнению положений, которые были отражены в «Берлинском протоколе», так и по другим аспектам двусторонней повестки дня. По сути, актуализация и ужесточение блокады железнодорожного сообщения, возникновение кризиса ГСМ – всё это было обусловлено односторонними действиями РМ, которые проводились вне рамок переговорного процесса», – отметил Виталий Игнатьев.
При этом глава МИД ПМР особо подчеркнул, что эффективность в преодолении возникших проблем была бы большей, если бы были согласованы подходы к ним со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти. По словам Виталия Игнатьева, действия МИД «не всегда адекватно и объективно воспринимались нашими коллегами в Верховном Совете». «Все это, к сожалению, не помогает приднестровской дипломатии решать актуальные проблемы, которые сегодня стоят перед нашим государством», – заявил Виталий Игнатьев.
Комментируя итоги дискуссии по железнодорожной тематике, в интервью журналистам Виталий Игнатьев отметил: «В первую очередь нужно исходить из того, что консолидированные усилия являются более эффективным механизмом реакции на существующую негативную ситуацию. Нашей целью было услышать позицию представителей Верховного Совета относительно проблематики, связанной с железнодорожным транзитом грузов через территорию Приднестровья, с кризисом ГСМ и по целому ряду других вопросов, которые, как мне кажется, интересуют нашу общественность».
При этом глава внешнеполитического ведомства подчеркнул: «Дискуссия действительно получилась непростая. К сожалению, мы не получили ответы на свои вопросы, однако у нас нет альтернативы взаимодействию и сотрудничеству в деле решения тех или иных задач, которые ставит перед нами жизнь и наше государство. О действиях, которые мы предпринимаем на внешнеполитическом уровне, мы стараемся максимально информировать общественность. Внешнеполитическое ведомство по своей линии предпринимает необходимые усилия, и если бы эти усилия сопровождались поддержкой по парламентской линии, то это бы способствовало более быстрому и качественному решению проблем».