Давно известен способ характеризовать труднодоступное для интерпретации явление, отталкиваясь от обратного, следуя путем исключения (дескать, «то, о чем идет речь, – это не то и не другое»).
Для нас, современников, не знавших войны, этот способ – прекрасная возможность мысленно приблизиться к постижению масштабов всенародного горя, с которым столкнулась наша Родина в годы Великой Отечественной.
В самом деле, разве могут самые эффектные «киношные баталии» хоть на секунду окунуть человека, никогда не принимавшего участия в боевых действиях, в атмосферу реального боя? Но что тогда говорить об информации, которая воспринимается вербально, статистически, через СМИ. Да, мы знаем, что где-то в очередной горячей точке льется кровь, есть жертвы, но всё же напрямую нас это не касается, всё это где-то очень-очень далеко… И единственная возможность ощутить меру чужого горя – поставить себя на место тех, кому не понаслышке известен смысл страшного слова «война», представить, что и у тебя, как у них, в одночасье забрали всё, что ты когда-то любил.
«Самое дорогое из всех благ человечества – это жизнь в мире и дружбе», – писал Герой Советского Союза, наш земляк Иван Нестерович Коваль. Увы, пока у нас эти блага есть, мы их, как правило, не ценим: расстраиваемся по пустякам, назначаем для себя какие-то сиюминутные приоритеты. Но, согласитесь, как быстро всё становится на свои места, стоит только этим базовым, общечеловеческим ценностям оказаться под угрозой…
Не удивительно, что ветераны, те, кто ценой собственной крови оплатил право потомков жить, не зная ужасов фашистской оккупации, несколько иначе воспринимают радости и ценности бытия, чем это делаем мы, их дети и внуки, не знавшие войны. Очень показательно в этом плане грандиозное, поистине эпическое полотно, созданное в послевоенные годы советским художником Ильей Богдеско, ветераном Великой Отечественной (эту работу можно видеть в Доме культуры села Кицканы). Хотя на нем изображены вполне рядовые сцены из повседневной жизни, но, вне всякого сомнения, это одна величественная ода труду, созиданию, юности, братской любви и материнству, полная (как это ни странно!) религиозного звучания. А всё потому, что перечисленные ценности для автора – художника и ветерана – обладали абсолютным значением.
Ещё один пример – придорожные скульптуры советского времени, щедро рассеянные по просторам солнечной Молдавии. Большинство из них, на первый взгляд, никак не связаны с темой войны. Эти монументы прославляют людей труда, соединяя в себе одновременно тему молодости, материнства, плодородия, богатства и красоты нашей земли. Но не будем забывать: мир – это антоним, антипод войны. И дай Бог, чтобы пониманию потомков был доступен только он, по наличию которого мы сможем судить и об обратном. Но упаси нас Господь забыть истинное значение этого слова, равно как и ту цену, что заплатили за него отцы и деды.
Николай Феч.