Основным вопросом повестки дня последнего пленарного заседания Верховного Совета стало рассмотрение президентского законопроекта «О социально-государственном партнерстве с субъектами бизнеса». Он уже вызвал резонанс в обществе.
В Тирасполе и других городах Приднестровья можно было видеть палатки, установленные для сбора подписей в поддержку этой законодательной инициативы главы государства. Своё положительное отношение к ней высказал ряд общественных организаций республики.
На день, когда законопроект рассматривался парламентариями, собрано более 30 тысяч подписей в его поддержку. Здесь стоит отметить, что это больше, чем на прошлогодних выборах проголосовало в общем за депутатов, попытавшихся было предать обструкции эту законодательную инициативу Президента. Кстати, уже в заключение её обсуждения депутат-«обновленец» Пётр Пасат заявил, что бюджетников чуть ли не насильно заставляли ставить свои подписи в её поддержку. Ни одного факта, правда, приведено не было.
Также стоит отметить, что данный законопроект изначально был чем-то вроде индикатора на предмет, кому служит парламент – народу или же крупному капиталу. Речь ведь шла о предложении Президента, сделанном ООО «Шериф», о возврате 250 миллионов долларов, что составляет около 25% от предоставленных в 2006-2011 годах как самому холдингу, так и входящим в него предприятиям государственных преференций. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, за период, начиная с 2006 года и по первое полугодие прошлого, оказанная данной группе компаний господдержка составила 1 миллиард 278 миллионов долларов США. Сюда входят и таможенные льготы, и заниженные тарифы на энергоносители.
«За период с 2006 года по I полугодие 2015 года налоговые льготы ООО «Шериф» и аффилированным с ним организациям по основным налогам составили порядка 57 млн долл. США, по таможенным платежам – 1 085 млн долл. Государственные дотации в виде предоставления энергоносителей по ценам ниже рыночных для ООО «Шериф» и аффилированных с ним организаций за период 2006 года по I полугодие 2015 года составили порядка 135 млн долл. США. При этом для отдельных предприятий, и в частности ООО «Тиротекс-энерго» для ЗАО «Тиротекс», тарифы на энергоносители устанавливались в размере ниже, чем, к примеру, для ЗАО «МГРЭС» в 2 и более раз, а в отдельные периоды государственной поддержки – до 30 раз», –отметил с парламентской трибуны полномочный представитель Президента в Верховном Совете Владимир Боднар.
250 миллионов долларов, которые указаны в пояснительной записке к законопроекту, должны были пойти на повышение с 1 января следующего года на 20% минимального размера пенсий и на 10% бюджетных зарплат; на пополнение валютного резерва; на погашение задолженности по вкладам граждан (на сегодняшний день она составляет 1,8 миллиарда приднестровских рублей); закупку медикаментов; проведение операций за пределами республики; обеспечение детских домов и учреждений интернатного типа; строительство жилья для участников боевых действий по защите Приднестровья и других категорий первоочередников.
Итак, вовсе не принять законопроект Верховный Совет не мог. Иначе бы показал, что работает не в интересах народа, а в интересах крупного бизнеса. Но и принять его в том виде, в котором он был предложен Президентом, тоже не смог бы – кое-где «своих» депутатов не поняли бы. Решение дилеммы, видимо, родилось не прямиком на самом заседании парламента, а гораздо раньше. Не так часто Верховный Совет рассматривает законопроекты сразу в двух чтениях. Бывало и такое, но в случаях, когда: а) речь шла о дополнениях и изменениях в уже действующее законодательство; б) ни у кого не было возражений против первоначальной редакции. Статья 71 Конституции гласит: «Законы рассматриваются и принимаются не менее чем в двух чтениях, которые должны быть проведены в разные заседания Верховного Совета, не приходящиеся на один и тот же день». Тут же закон абсолютно «свеж», были возражения, а вслед за ними рождались поправки, которые до неузнаваемости изменили первоначальный проект законопроекта.
Во-первых, действие закона было распространено и на государственные предприятия. Получение ими господдержки везде и всюду является само собой разумеющейся вещью. Во-вторых, депутаты умудрились втиснуть в закон положение о возврате уже использованных на разные нужды (на закупку медоборудования, ремонт зданий и т.д.) средств с газового счёта. Предложения полпреда Правительства в Верховном Совете Александра Кисничана об обсуждении данных поправок с представителями исполнительной ветви власти услышаны не были. Не было никакой реакции и на то, что Правительство намерено само внести несколько поправок в первоначальный текст законопроекта и хочет их обсудить на парламентских комитетах.
Главный нонсенс заключается в том, что теперь Президент вынужден будет ветировать собственный, но изменённый парламентом до неузнаваемости законопроект. Вето, конечно же, учитывая расклад в нынешнем созыве Верховного Совета, будет преодолено. Как говорилось выше, поспешность, с которой принимался закон в двух чтениях, привела к нарушению Конституции, а, следовательно, последнее слово будет за Конституционным судом. Но всё дело в том, что ветирование главой государства своего же законопроекта будет использовано его оппонентами в пропагандистских целях. Поживём – увидим…
Иван Викторов.