4.4 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

О том, как видят то, какими видим себя мы…

Приднестровье в очередной раз посетил польский ученый, научный сотрудник Института европейской культуры университета им. Адама Мицкевича в Познани Петр Олексы.

На протяжении нескольких лет Петр занимается темой приднестровской идентичности. Ещё будучи аспирантом, проходил стажировку в ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

И вот подведены первые итоги. В Польше у Петра Олексы вышла книга «Исследование идентичности жителей Приднестровья». Её презентация недавно состоялась на факультете общественных наук ПГУ. Монография основана на анализе научных и публицистических материалов, данных социологических опросов и многочисленных интервью.

 

Представляя коллегу студентам, заведующий кафедрой истории Отечества Приднестровского госуниверситета, профессор Николай Бабилунга отметил: «Петра Олексы мы знаем давно, он приезжал к нам много раз, стажировался на кафедре, защитил диссертацию по приднестровской тематике. Сегодня автор готов поделиться с нами некоторыми своими наблюдениями относительно идентичности Приднестровья. Идентичность – это осознание человеком своего места в мире, ощущение и осмысление мира сквозь призму определенных установок, взглядов. Оттого, какие ответы дает человек на вопросы «Кто я? Откуда? Куда я иду?», зависит решительно всё. Так, в соседней Молдове идентичность раздвоенная: молдаване или румыны – вопрос остается открытым. У приднестровцев же идентичность строится, в первую очередь, по гражданскому принципу. Всё это предельно важно для государства, для социума, от этого зависит наша жизнеспособность», – считает профессор Бабилунга.

Выступая, Петр Олексы рассказал, что целью его исследования было изучение социальных процессов формирования приднестровской идентичности. При этом принципиально важно было понять, как приднестровцы относятся к самим себе.

Как выяснилось, приднестровская общность была образована и постигается лишь во взаимосвязи целого ряда факторов: государственных, региональных, этнических, религиозных и цивилизационно-культурных. Каждый из них одновременно является принципом формирования идентичности.

К примеру, если говорить о религиозной идентичности, таковая подается в Приднестровье достаточно сдержанно. Православие (религия абсолютного большинства приднестровцев) понимается как часть российской надэтничной идентичности. Этническая идентичность, в свою очередь, также не знает какого-то однобокого, одностороннего выражения, подчеркивается, что равными правами пользуются все этносы. Напротив, значение самоидентификации по государственному принципу максимально велико, ввиду того, что Приднестровье продолжает бороться за признание республики.

По мнению ученого, в понимании приднестровцев приверженность российской цивилизационной идентичности пришла на смену советской. Обращение к Русскому миру позволяет преодолеть региональную замкнутость, считает он. Таким образом, особенностью формирования приднестровского самосознания изначально было то обстоятельство, что жители края не стремились разорвать связей (ментальных либо политических) с единым целым, на тот момент – советским народом, а впоследствии – российским, частью которого приднестровцы себя считают. Причем «пророссийскость» понимается не просто как геополитический выбор, «национальная идея», но, в первую очередь, как реализация традиционных, базовых ценностей. Само Приднестровье осознается его гражданами как «западный бастион российской цивилизации».

Согласно выводам польского историка, цементирование самосознания приднестровцев происходило в условиях конфликта на берегах Днестра, в борьбе за государственность, в условиях непризнанности, на фоне постоянно присутствующей в той или иной степени угрозы извне. Если говорить о восприятии образа этой угрозы, в качестве такового воспринимается современное государство Молдова с его политической элитой, но ни в коем случае не сам народ соседней РМ. Отношение к официальному Кишиневу обусловлено событиями последних 27 лет и вызвано избранием элитой Молдовы прямо противоположного геополитического вектора, курсом на построение этнократического государства и в целом принципиально иным отношением к своей идентичности, понимаемой как часть румынской идентичности.

Собственно молдовенизм (как политика самосохранения молдавской культуры), в чем лично убедился Петр Олексы, является одной из основ приднестровской государственной идеологии, согласно которой именно в ПМР сохраняются настоящая молдавская культура и национальные ценности.

Что касается картины прошлого в коллективной памяти приднестровцев, тут, по мнению ученого, есть следующие ключевые моменты: ощущение своей истории как части истории России и воспоминания о трагических событиях, связанных с защитой молодого государства. «Согласно сформировавшейся картине, ПМР понимается как наивысшее благо, во имя защиты которого расстались с жизнью многие приднестровцы и которое гарантирует всему обществу безопасность», – отмечает польский ученый. Российская Федерация неизменно выступает в образе защитника населения, что имеет под собой глубокую историческую основу.

«В Европе есть такой стереотип, – продолжает Петр Олексы, – что на постсоветском пространстве, в том числе в Приднестровье, есть так называемая «политика памяти», которую проводят элиты, а общество её просто воспринимает. В моей работе я пытался показать, что если бы политика понятий была принципиально иной, нежели эмоции в обществе, тогда у власти не было бы легитимации. Политика памяти всегда уходит корнями в эмоции общества, опыт поколений, историческую память, без этого она невозможна».

В целом, феномен Приднестровья, в интерпретации Петра Олексы, намного более сложен, чем это иногда трактуется на Западе. «Здесь мы имеем дело, – говорит исследователь, – с целым комплексом взаимодействующих факторов геополитического, политического, социально-культурного и экономического характера. Результатом этих процессов является формирование коллективной идентичности приднестровцев». А то, что некоторые из обстоятельств, так или иначе отразившиеся на ходе приднестровской истории, носят случайный, субъективный характер, отнюдь не исключает значимости последствий, к которым они привели. Сам процесс формирования приднестровской идентичности, по мнению исследователя, не окончен, для этого требуется более продолжительный исторический период, но тем больший интерес представляет ситуация де-факто, когда «на примере Приднестровья, как в лаборатории, можно наблюдать становление постсоветской коллективной идентичности и политической нации».

Весьма показательно, что к приднестровской тематике, как правило, чрезмерно политизированной, Петр Олексы постарался подойти нетривиально. Им, в частности, было уделено внимание специфическому приднестровскому юмору, одному из проявлений нашей идентичности. Так, ученый подметил за приднестровцами склонность к самоиронии, умение на бытовом уровне, в социальных сетях без пафоса говорить на самые разные темы.

По окончании выступления польского коллеги с небольшим резюме выступил профессор Николай Бабилунга. В частности, он согласился с докладчиком, что некоторые из событий, повлиявших на ход приднестровской истории, имели субъективный характер (на чем настаивает автор книги), и на деле история могла бы принять совершено иной вид. Так, если бы в конце 80-х годов минувшего столетия руководству Молдовы хватило мудрости и политического такта проводить более гибкую языковую политику, не было бы забастовок и всего, что за ними последовало, считает Бабилунга. Но Молдове нужно было любой ценой установить жесткий этнототалитарный режим. Приднестровцев буквально вынудили вспомнить, что с 1924 по 1940 годы у них была своя государственность. А потом началась вооруженная агрессия РМ против приднестровского народа, начали убивать мирных граждан, ещё более укрепив жителей в правильности сделанного выбора. «Возможно, если бы в сердцах представителей официального Кишинева тогда было больше человечности, а не зверства, история пошла бы по совершенно другому пути. Но они не пошли на это, вынудив нас укреплять собственную идентичность», – заключил приднестровский историк.

 

От автора

Поскольку в любом исследовании так или иначе проявляется личность исследователя, хотелось бы добавить несколько штрихов к портрету Петра Олексы. Подкупает, что, отвечая на излюбленный вопрос журналистов «Как вам понравились приднестровцы?», Петр Олексы не стал лукавить: «Люди везде разные». И это честно. Хотя бы потому, что для того, чтобы как следует узнать людей, нужно гораздо больше времени. Да и находясь в гостях, резать правду-матку не очень-то вежливо, а говорить только приятное – заподозрят в неискренности. Такого же, как мне показалось, взвешенного мнения гость из Польши и относительно наших достопримечательностей: природа настоящая, красивая, но отношение к ней далеко не всегда безукоризненное. Согласитесь, есть над чем поразмыслить, не правда ли?

Глубоко заинтересован молодой ученый и нашим прошлым, памятниками истории и архитектуры, приднестровским культурным наследием. Его живой интерес вполне оправдан: немалая часть исторического наследия Приднестровья восходит к временам Польско-Литовского государства, особенно это касается северной части республики. Как полагает исследователь, Приднестровье вполне способно заинтересовать путешественников из других стран и, вероятно, должно активнее использовать свои преимущества в данном направлении. По словам Петра Олексы, в самой Польше сегодня немало людей, ностальгирующих по временам, когда жизнь текла более спокойно, размеренно. Так что, небольшие, но уютные приднестровские населенные пункты с их памятниками старины, природными красотами способны стать весьма привлекательным направлением современного туризма.

«Я всегда старался подходить к приднестровской тематике без предубеждения, с самого начала хотел составить собственное впечатление и путем проведения исследовательской работы рассказать о том, какова ситуация на самом деле, – говорит Петр. – Я считаю и везде об этом говорю, что не надо бояться этого региона, на улицах здесь не стреляют, всё нормально, на рынке никто не прячет под корзиной с помидорами автомат. Всё это стереотипы, «страшилки», распространяемые о Приднестровье и приднестровцах. Главное – то, что здесь живут люди, такие же, как везде, со своими радостями и заботами».

 

Николай Феч.

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив