Ещё не была известна дата встречи президентов Приднестровья и Молдовы, как средства массовой информации уже присвоили этому событию категорию «историческое».
Забегая вперёд, замечу, что сам Вадим Красносельский уже на пресс-конференции, посвящённой итогам встречи с молдавским коллегой, заявил: «Я понимаю, что это первый шаг. Не хочу называть это событие историческим – бросаться громкими лозунгами. Время покажет, насколько оно историческое и в какую сторону историю оно повернёт. Я всегда буду действовать в интересах приднестровского народа и выражать его волю. Мои действия будут направлены на улучшение жизни в Приднестровье в целом. Как оно будет дальше – время покажет, но то, что есть позитив, – это прекрасно».
И всё же событие действительно достойно того, чтобы попасть в новостные ленты ведущих мировых информагентств, найти своё отражение на страницах самых популярных зарубежных газет и стать сюжетами в выпусках новостей, если и не по всему миру, то уж в странах постсоветского пространства точно.
Во-первых, это был первый визит Президента Молдовы в Приднестровскую Молдавскую Республику за последние восемь лет. Практика встреч на высшем уровне прервалась ещё в бытность президентства Игоря Смирнова и Владимира Воронина. Причём встречи до этого проходили не только в Бендерах или Тирасполе, но и в Москве. Как раз в российской столице и встречались последний раз главы двух государств. Тогда встреча Смирнов – Воронин проходила при участии Президента России Дмитрия Медведева. Закончились трёхсторонние переговоры подписанием 18 марта 2009 года совместного заявления глав трёх государств, в котором они выступили против возможного свёртывания миротворческой операции на берегах Днестра. В совместном заявлении Дмитрия Медведева, Игоря Смирнова и Владимира Воронина говорилось, что Совместные миротворческие силы останутся в зоне молдо-приднестровского конфликта до окончательного его политического урегулирования. Миротворческая тематика, кстати, была одной из основных и на нынешней встрече президентов Приднестровья и Молдовы. Что же касается дальнейших контактов между Тирасполем и Кишинёвом на высшем уровне, то они ещё в конце президентства Игоря Смирнова трансформировались в формат «Президент Приднестровья – премьер-министр Молдовы». Предшественник Вадима Красносельского на президентском посту Евгений Шевчук успел встретиться с тремя молдавскими премьерами.
Сменялись главы Правительства в Молдове достаточно часто. Причин трансформации переговорного формата – две: сначала в Кишинёве вообще не с кем было говорить на высшем уровне, а затем это стало бессмысленным, так как кроме антироссийских и прорумынских заявлений, а также предоставления бывшему президенту Румынии Траяну Бэсеску молдавского гражданства правление Николая Тимофти ничем не запомнилось. Он-то и по Молдове редко ездил…
Да, произошло возобновление молдо-приднестровских переговоров на высшем уровне. А вот что действительно произошло впервые в отношениях между двумя государствами, так это косвенное признание официальным Кишинёвом полноценной власти в Приднестровье. Никогда до сих пор молдавские президенты не поздравляли своих приднестровских коллег с избранием на пост главы государства, которое, правда, ими не признаётся. А как сообщает пресс-служба Президента Приднестровья, именно с поздравлений Вадима Красносельского с победой на президентских выборах 11 декабря прошлого года и начал свою вступительную речь Игорь Додон в Бендерах.
Изначально визит Игоря Додона в Приднестровье в СМИ анонсировался как ознакомительный. Но тот факт, что на встрече присутствовали и.о. министра иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев и советник Президента РМ Василий Шова уже говорит о том, что Вадим Красносельский и Игорь Додон желали не только лично познакомиться, но и обсудить накопившиеся за многие годы проблемы во взаимоотношениях между двумя государствами.
Как затем сообщили пресс-службы президентов Приднестровья и Молдовы (на них по инициативе молдавской стороны было возложено освещение встречи Вадима Красносельского и Игоря Додона), обсуждались вопросы, которые требуют срочного разрешения. В интервью своей пресс-службе по окончании встречи Вадим Красносельский отметил: «Речь идет о свободе перемещения граждан, признании документов, о железной дороге, связи. Контакт состоялся, встреча была насыщенная, а дальнейшее – это работа двух сторон». При этом Президент ПМР подчеркнул: «Мы должны создать условия, чтобы люди не были заложниками политики, чтобы решения, принимаемые политиками, были во благо людей. Мы должны уважать приднестровский народ и молдавский народ и находить компромисс в любом случае».
В свою очередь, как сообщает пресс-служба Президента Приднестровья, Игорь Додон констатировал: «Мы сегодня обсуждали очень много вопросов по поводу перемещения граждан, по поводу дипломов, документации, номеров. Много вопросов накопилось… Мы договорились, что наши коллеги в ближайшее время обсудят все вопросы, которые есть как с одной, так и с другой стороны». Президент Молдовы добавил: «Конечно, есть сложные вопросы, есть некоторые разные видения, но это не означает, что мы не должны садиться за стол переговоров, обсуждать и решать проблемы наших граждан. Что касается других, более сложных вопросов, пройдет время, и на основании результатов, которых добьемся сейчас, мы найдем и их решение».
В преддверии встречи президентов Приднестровья и Молдовы в некоторых зарубежных СМИ появились сообщения о том, что на ней будет поднята тема политического статуса Приднестровской Молдавской Республики. Однако и во время общения с сотрудниками пресс-служб президентов Приднестровья и Молдовы непосредственно по окончании встречи, и уже позднее, во время пресс-конференции, для основной массы журналистов Вадим Красносельский сообщил, что политические вопросы не поднимались. «Политические, статусные вопросы мы не обсуждали. Я всегда говорил и не скрываю того, что гарантия нашей безопасности – это наша независимость. У нас много вопросов основного характера, которые мы уже обозначили и над которыми будем работать на текущем этапе», – цитирует Президента Приднестровья его пресс-служба.
Еще во время пресс-конференции Вадим Красносельский заявит по этому же поводу: «Вопросы статуса мы не поднимали. Я уже говорил. Повторю ещё раз. Народ Приднестровья сделал свой выбор – это независимость Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав России. И наша независимость – это гарантия нашей безопасности. Это подтверждается уже 26 лет. Поэтому этот вопрос не рассматривался и в ближайшем будущем рассматриваться не будет».
Кроме официальной части встречи Вадима Красносельского и Игоря Додона была и неофициальная, включавшая посещение президентами Исторического военно-мемориального комплекса «Бендерская крепость» и расположенного неподалёку от него храма святого благоверного князя Александра Невского. Президенты двух стран возложили цветы к памятнику великому древнерусскому полководцу, дипломату и православному подвижнику, установленному у входа в храм.
«Надо уважать и любить свою историю, историю своего государства. Город Бендеры всегда был и остается перекрестком истории. Это перипетии великих исторических вех, великих геополитических разломов. Приднестровье уважает своих предков, чтит свою историю. Есть хорошая фраза: «Имеет тот право на будущее, кто уважает свое прошлое». К этому и будем стремиться!» – сказал Президент Приднестровья во время ознакомления молдавского коллеги с достопримечательностями Бендер.
Иван Викторов