Такова может быть цена для Приднестровья от воплощения в жизнь идеи о совместном контроле силовиков Украины и Молдовы на украино-приднестровской границе в Кучургане.
Эти данные, как отметил в интервью журналистам министр экономического развития Сергей Оболоник, были озвучены приднестровской стороной во время встречи с представителями молдавских таможенного и внешнеполитического ведомств и руководством EUBAM (миссия ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине), состоявшейся в пятницу в Одессе. Примечательно, что Украина никого на эти переговоры не делегировала, что, по словам министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева (вместе с Сергеем Оболоником и председателем государственного таможенного комитета Виталием Нягу представлял нашу республику на встрече в Одессе), является, по-видимому, «частью её позиции».
Здесь необходимо напомнить, что Украина – посредник и гарант в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию. Действует она, правда, не по-посреднически и не по-гарантски, периодически воздвигая совместно с Молдовой новые препоны для Приднестровья. Кстати, идея совместного молдо-украинского контроля на границе Украины с Приднестровьем не нова. Родилась она ещё много лет назад, а воплощаться в жизнь начала в конце 2015-го. Тогда украинские и молдавские представители заявляли, что делается это во благо экономических агентов, в том числе и приднестровских. Никаких внятных аргументов на этот счёт, правда, до сих пор приведено не было. «Мы не видим никакой логической мотивации для установления совместного контроля, так как ни в сфере экономики, ни в сфере торговли, ни в сфере свободы передвижения нет никаких положительных решений. Есть очень существенные негативные комплексные издержки», – отметил в интервью журналистам Виталий Игнатьев.
Выше уже говорилось о как минимум 38 миллионах долларов США ущерба, который будет ежегодно терпеть экономика Приднестровья. Что же касается 55 тысяч людей, оставшихся без средств к существованию, то здесь Сергей Оболоник в первую очередь имел индивидуальных предпринимателей, которые ныне ввозят товар с территории Украины, и членов их семей. Министр экономического развития напомнил, что у Приднестровья и Молдовы существенно разнится законодательство в плане предельной стоимости товаров, которые можно свободно перемещать через границу. В Приднестровье это 1000 долларов США, а в Молдове – 300 евро. К тому же придётся собирать весь пакет молдавских документов для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. «Для перемещения товаров нашим предпринимателям придётся входить в фискальное поле Молдовы, оформлять необходимые документы, включая молдавское гражданство… Всё это создаст условия, когда предпринимательство будет затруднено в принципе. Есть серьёзная проблема и в части ветеринарного и фитосанитарного контроля», – подчеркнул Сергей Оболоник. Если же учитывать тот факт, что среди товаров, которые ввозятся в Приднестровье с Украины, достаточно большой объём составляют продукты питания, то действия Украины и Молдовы посягают на продовольственную безопасность республики. Кстати, желание Киева её подорвать ударит и по украинским экономическим агентам.
Кроме экономических и гуманитарных последствий, по словам Виталия Игнатьева, будут и политические. «Данное решение принимается за рамками переговорного процесса. Наше мнение не учитывается. Более того, в случае установления такого контроля нарушается целый ряд договорённостей, в том числе положения, отражённые в Берлинском протоколе (протокол, подписанный всеми участниками переговорного процесса по молдо-приднестровскому урегулированию по итогам последней на сегодняшний день встречи в формате «5+2», прошедшей в Берлине 2-3 июня прошлого года. – Прим.), о том, что все решения необходимо принимать исключительно за столом переговоров», – отметил в беседе с представителями СМИ руководитель приднестровского внешнеполитического ведомства.
«Нельзя оценить весь объём негативных последствий для всех участников, который наступит, в том числе и политического характера, потому что проект реализуется при финансовой поддержке Европейского союза и при активном участии Украины, являющейся посредником в переговорном процессе, – добавил Виталий Игнатьев. – После реализации этого проекта будет вообще сложно говорить об эффективной конструкции переговорного формата. Поэтому я думаю, что надо внимательно отнестись к сигналам приднестровской стороны. Не нужно иметь никаких дополнительных сведений, чтобы понять, что проблема негативно скажется на уровне жизни людей, а это в корне противоречит целям и задачам переговорного процесса, не соотносится с мерами по укреплению доверия и вообще никак не помогает улучшать взаимодействие сторон».
По мнению главы МИД ПМР, единственными мотивами совместного украинско-молдавского пограничного, таможенного и миграционного контроля на пункте пропуска «Кучурган» являются политические. «Это способ принудить Приднестровье принять какие-то неприемлемые для него решения. Это очередной шаг в рамках комплекса мер экономического, социального, гуманитарного, транспортного давления. Год назад возникла проблема грузового железнодорожного сообщения. Не решаются проблемы с автотранспортом. Мы не можем разрешить гуманитарную проблему, связанную с политически мотивированными уголовными делами. И теперь в рамках гибридной войны появляется очередная угроза, очередная системная проблема. За всем этим скрываются политические мотивы», – отметил Виталий Игнатьев.
А есть ещё и угроза безопасности. Если в местах соприкосновения силовиков Молдовы и Приднестровья на молдо-приднестровской границе имеются посты Совместных миротворческих сил, то пункт пропуска «Кучурган» не входит в Зону безопасности, и малейший инцидент может привести к необратимым последствиям. Кстати, периодически в прошлые годы мелкие эксцессы наблюдались и в зоне ответственности миротворцев. Разрастись во что-то серьёзное им не позволяли. На место для выяснения обстоятельств произошедшего выезжали военные наблюдатели, а затем урегулированием ситуации занималась Объединённая контрольная комиссия. Подобных механизмов разрешения конфликтных ситуаций здесь нет, но могут появиться вооружённые молдавские пограничники, которых с их приднестровскими коллегами будет разделять примерно сто метров.
Комплекс проблем, связанных с совместным молдо-украинским контролем на границе Украины с Приднестровьем, вчера обсуждался во время встреч в Тирасполе заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина с руководством нашей республики. По словам Виталия Игнатьева, в скором времени приднестровскую столицу должна посетить делегация украинского МИД. «Ожидается приезд и украинских партнёров, которые участвуют в переговорном процессе. Я думаю, что в ближайшее время мы потребуем озвучить чёткую позицию от Украины как от страны-гаранта в переговорном процессе на предмет того, как это соотносится с данным статусом», – сказал в интервью журналистам по этому поводу руководитель приднестровского внешнеполитического ведомства.
АЛЕКСАНДР НИКИТИН.
Фото: www.mfa-pmr.org