3.9 C
Тирасполь
Воскресенье, 22 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Готовимся к Пасхе

Приближается Пасха – святой праздник, важный и почитаемый в народе. В нашей жизни Новый год и Пасха по значимости стоят рядом, они наполнены загадочностью и таинственностью, надеждой, верой и любовью. Но все ли мы знаем о пасхальных традициях, веками сложившихся и поддерживаемых многими из нас? Редакция газеты обратилась в Тираспольско-Дубоссарскую епархию с просьбой рассказать об этом, и ее информационно-издательский отдел охотно откликнулся на нашу просьбу. Ниже публикуем предоставленный материал.

 

Пасха – это светлый праздник Воскресения Христа. Седьмой день недели в русском языке так и называется – воскресенье, чтобы напомнить нам о том, что именно в этот день воскрес Иисус Христос.

Праздник Пасхи пришел к нам из Византии вместе с Крещением в конце X века. С тех пор его отмечают широко, красиво и торжественно.

Пасха во все времена была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали ее, в основном, в кругу родных людей. Положено было посещать и далеких членов семьи. В жилищах зажигали абсолютно все светильники и источники света, а в православных храмах, в ходе всей литургии, горели абсолютно все лампады и свечи.

 

На Пасху принято христосоваться. Что это такое?

Христосованием называется особое пасхальное приветствие. Верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая: «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи.

Что означает древний обычай приветствовать друг друга на Пасху словами «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»?

Приветствуя друг друга с радостью Воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

 

Что дарить на Пасху?

Конечно же, выбор подарка на Пасху зависит от вашей фантазии. Однако есть обязательный атрибут пасхального поздравления. Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. Ныне яйца красят по-разному, в зависимости от рисунка их называют крашенки, драпанки, писанки.

 

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца?

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря святой равноапостольной Марии Магдалине. Она была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин. 20,17). Мария Магдалина принесла апостолам радостную весть о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами «Христос воскрес!» передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

По примеру Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа – два события, которые Пасха соединяет в себе.

Пасхальные яйца символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).

 

Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

Пасха – это день обильного угощения. После Великого поста на стол выставляются самые разные вкусные блюда. И среди них первое место занимают пасхи, куличи и крашеные яйца. Они освящаются в храме в Великую субботу или в день Пасхи, после окончания Божественной литургии, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Освящение куличей – едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд. Кулич – главное пасхальное блюдо, он не просто служит разговлению, но символизирует собой Великий день и освящается в церкви.

Настоящий русский кулич – это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но всегда высокое. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи). В различных регионах России куличи выпекали в разных формах, но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.

По церковной трактовке пасхальной символики, кулич – подобие церковного артоса. Словом «артос» («квасной хлеб») в Евангелии обозначен хлеб, который Иисус благословил на Тайной Вечере. Кулич – это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу).

После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

Кулич важно правильно разделить и разрезать. Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советское время, даже во время войны, верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича перед тем, как его съесть.

Пасха творожная – это по-особому приготовленный творог с яйцами, сметаной, изюмом и орехами. В наше время в пасху попадают цукаты, шоколад, различные сухофрукты и другие вкусные вещи. Это лакомство имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Господня. Поэтому на верхней стороне, как и на куличе, должны быть буквы «ХВ», означающие «Христос воскресе!». Пасха творожная также означает пасхальное веселье и сладость райской жизни.

Творог – это лучшее, что есть в молоке, его суть, самое питательное и полезное для человека. А протертый творог с сахаром, да еще и с самым лучшим сливочным маслом считался наивысшим даром природы. Для простого человека в прошлом такая богатая пища была доступна лишь раз в году, и потому готовилась она долго и из самых качественных продуктов. С принятием христианства традиции постепенно менялись, и значение этого символа потерялось в языческом прошлом. Осталось главное – на Пасху как на самый главный христианский праздник делались угощения с особой тщательностью и любовью. Творожные пасхи освящались в церквях и считались благословенной пищей.

 

О семидневном праздновании Пасхи

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями.

Перед началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня.

 

Как вести себя православным христианам в дни пасхальной радости?

Давний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы на протяжении всей Светлой седмицы не пропускать ни одного богослужения. Кроме того, древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (кроме уголовных преступников). Простые христиане посылали и разносили дары бедным и неимущим, родственникам и совсем незнакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы, делая их тем самым участниками радости в Светлый праздник.

Не обделялись и нищие странники, ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив