5.8 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Рецепт жизнелюбия от Сусанны Лебедевой

В столичном клубе «Ветеран» начинался тематический вечер «С болью в сердце вспоминая», посвященный 73-й годовщине освобождения Тирасполя от немецко-фашистских захватчиков. В зале собрались ветераны, бывшие узники. Рядом со мной сидела незнакомая пожилая женщина. Со слезами на глазах она обратилась ко мне. Говорила о том, как было страшно и тяжело в те годы. О том, что до сих пор в голове у нее – осколок, что во время допроса фашист сломал ей ногу. И все это сегодня дает знать о себе постоянной болью. Ужасы того времени позади, но всплывает в памяти то, что хотелось бы забыть навсегда.

 

Вечер начался с минуты молчания. Собравшиеся вспоминали о тех, кто погиб в фашистских концлагерях. Вспоминали, как 11 апреля 1945-го стал днем освобождения узников, днем свободы. Звучали патриотические песни. У пожилых людей от волнения дрожали руки. Многие подпевали, повторяя слова о войне и о счастье пришедшего мира. На экране показывали сюжеты о наших узниках, рассказывающих о том страшном времени, когда они чудом остались живы. Председатель республиканской организации «Ветераны войны, труда и Вооружённых сил Приднестровья» Юрий Ильяшенко произнес проникновенные слова: «В Тирасполе живут узники, есть они и в Бендерах, Днестровске, Григориополе, Дубоссарах… Всего около 200 человек. Я полагаю, было бы хорошо вместе отмечать эту дату. Встречаться, говорить о том, как прошла жизнь, какие радостные моменты еще ждут. Хочу пожелать всем присутствующим и тем, кто дома прикован к постели, кто в больнице находится, чтобы надежда не покидала вас».

Когда вечер подошел к концу, мне удалось побеседовать с невероятной женщиной. Она знает не понаслышке о страхах и ужасах еврейского гетто, о послевоенных лишениях, о сложном времени, когда нужно было выстраивать свою жизнь с ноля. Сусанна Наумовна Лебедева, до недавнего времени руководитель народного хорового коллектива «Красная гвоздика», отличный работник народного образования ПМР, прошла через многие испытания, но осталась влюбленной в жизнь, в свою профессию, в людей.

Родилась Сусанна Наумовна в 1940 году. В семье их, детей, было трое. Отец – рабочий, мать – медсестра. Жили в небольшом украинском городке Балта. Семья была интернациональная: мама – украинка, папа – еврей. Но война прервала все. Как только в городе появились фашисты, отец ушел  добровольцем. И в 43-м году погиб. Сусанна Лебедева вспоминает: «Мы хотели эвакуироваться из города, но не смогли. И один мамин знакомый, который потом стал полицаем, сказал: «Маруся, очень красивые у тебя дети, только жалко, что еврейчики». После этого нас сразу забрали! И мы пробыли в гетто с 23 августа 1941 года по 29 марта 1944-го». Но их маму все знали в небольшом городке как хорошего медработника. Она была вынуждена работать в госпитале, лечить немецких солдат. И благодаря этому семья выжила.

Много вспоминает о том времени. Как однажды в декабре ее мама шла на дежурство и увидела девочку. Падал снежок, а ребенок был в летнем платьице. Оказалось, что эту еврейскую девочку пригнали этапом из Кишинева. Была она из очень интеллигентной семьи. Четырнадцатилетняя, знала французский, немецкий, русский, румынский языки. Звали ее Таня Пэппер. Мама нашей героини пожалела девочку и взяла к себе. «Мама была очень доброй, всем помогала, – говорит бывшая узница. –  Она была вынуждена по указу немцев давать детям таблетки, так на детях проверяли действие того или иного лекарства. Жила по соседству семья Цацкиных, и вот мальчика Яшу мама вынесла на руках. Ему дали такую таблетку, что он стал, как неживой. Мама долго приводила его в чувство. А изменила эту ситуацию Таня. Она знала языки, и ее взяли в госпиталь как переводчицу аннотаций к лекарствам».

Мама нашей героини ходила на работу и носила годовалую Сусанну под юбкой, подвязывая платком. Но однажды девочка заплакала, и немец увидел ее. Схватил за голову и ударил об стол ногами. Сестра Мила с Таней несли девочку до дома семь километров. Кто-то это увидел, и сестру тут же забрали. Но один румын, который обеспечивал немецкую армию мясом, помог: выкупил Милу за свинью. Спина у девочки была вся исполосована: немцы били ее розгами. Еще одна яркая картина из воспоминаний Сусанны Лебедевой: «Однажды фашисты собрали еврейских детей, вывели на площадь, раздели догола, и батюшку заставили нас крестить. Вот потому в метрике я Николаевна, а на самом деле Наумовна. Так и живу с двойным отчеством».

Тот день, когда их освободили, женщина помнит хорошо, хотя ей было всего 4 годика. Посреди города текла речка Кодыма. С той стороны уже были наши солдаты, а семья Сусанны оставалась еще на границе фронта. «Помню свист, и как одна пуля влетела в подлокотник дивана. А в окошко я видела, что немецкий танк застрял в огромной луже. И когда все прекратилось, наши пришли в город, люди вышли из домов, а я стала кричать: «Немецкая бибина упала в воду! Стреляй ее!» – смеется Сусанна Наумовна. – Вот так начиналась моя жизнь…».

Закончилась война. Выживали как могли. Наша героиня пошла в школу. Люди говорили: «На что ей та физика? Она ж спивае». Я видела, с какой любовью на вечере памяти по просьбе зрителей дирижировала Сусанна Лебедева. Спрашиваю, откуда такая любовь – вопреки всему тому, что прошлось пережить? «Вы знаете, я смотрела на свой хор, на своих девочек, и у меня сердце обливалось кровью. Мне очень тяжело было принять решение оставить работу, – голос Сусанны Наумовны дрожит, она еле сдерживает слезы. – Мне очень везло в жизни с коллективами. Позже в клубе «Ветеран» попросили создать хор. Мы с ними столько прошли вместе, стали родными!». А в феврале наша героиня лежала в госпитале, и ей в голову пришла мысль – провести прямо в больнице концерт, посвященный 23 февраля. Она попросила об этом свой хор. Пришли все. Был дан полный концерт. Такого, говорят в госпитале, еще не было. В конце интервью не могу не спросить: каков же он, рецепт жизнелюбия от Сусанны Лебедевой?

– Рецепт один – любить людей и свою работу. Многое было в моей жизни. Я потеряла мужа, его не стало за 15 минут у меня на руках. Но оставалось двое детей. И нужно было растить их. Теперь у меня уже и правнуки есть. Наверное, все же мой характер, открытый и общительный, помогает мне в жизни. И еще я очень часто обращаюсь к Богу.

P.S. В 2000 году наша героиня ездила в Израиль к Тане Пэппер. Там она посетила аллею, где увековечено имя ее мамы, получившей звание праведницы мира. Присвоено это высокое звание ей было потому что, будучи украинкой, во время войны женщина спасла очень много евреев.

 

Татьяна Астахова-Синхани.

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив