4.3 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Как сделать классическую музыку своей

Такие концерты скорее для посвященных. Но случайные зрители в этот день, уверена, также не остались без ярких впечатлений. В рамках X Международного фестиваля «Музыкальная весна Приднестровья» в Малом зале Дворца Республики выступал дуэт скрипки и фортепиано. Играли приглашенные артистки Вера Ковальчук из Кишинева и Юлия Захаркина из Москвы.

 

Когда со сцены звучит непростая для восприятия «рядового» зрителя Соната для скрипки и фортепиано Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, то, казалось бы, далекий от мира классической музыки человек может заскучать. Но только не в этот раз: на сцене выступают две обворожительные девушки, проживающие на сцене то, что исполняют, так честно, что мурашки бегут по коже, а зал окунается в тишину. Скрипачка Вера Ковальчук стоит лицом к зрителям, и наблюдать за ее мимикой не просто удовольствие. Ты ловишь себя на мысли, что не можешь оторвать глаз от ее лица. Она словно одно целое со скрипкой. Каждая клеточка ее звучит в такт произведению. Современная и юная, она со взрослой ответственностью исполняет музыку, о которой большинство ее ровесников и не слышали. Когда же зал разражается аплодисментами, она словно выходит из образа, превращаясь в улыбчивую, скромную девушку, и отвечает зрителям низким поклоном.

Юлия Захаркина, исполняющая свою партию на фортепиано, приковывает взгляды зрителей не менее. Но другим. Она визуально более сдержанна, собранна, словно боится расплескать все то, что несет музыка. Словно через ее изящные пальцы проходят импульсы, посылаемые кем-то сверху, и она сосредоточенно передает их клавишам. Чтобы зрители услышали идеальную музыку – именно такую и именно так задуманную некогда композитором. Ее тонкая фигура в классическом черном платье в пол никак не сочетается с той мощной энергетикой, которой она мастерски наполняет зал.

Фортепиано и скрипка словно переговариваются друг с другом, то споря, то соглашаясь. И ты, выдернутый из городской суеты, вдруг попадаешь в совершенно другой мир, где за окном идет дождь, а в уютном зале две девушки прекрасны в своей верности музыке, где они сворачивают горы, которые не каждому взрослому музыканту свернуть под силу. В этом мире зрители знают, что между частями сонаты не принято аплодировать: видимо, чтобы не разрушить целое. Но вдруг один мужчина с задних рядов в восторге от услышанного в середине сонаты начинает хлопать. По креслам тут же проносится шепот: «Тише-тише!». И зрители, и музыканты улыбаются, а этот небольшой казус делает всех присутствующих ближе, проще, стирает границы между залом и сценой.

В какое-то мгновение я закрываю глаза и позволяю своему воображению пуститься по волнам музыки. И пусть композитор вкладывал в нее свой смысл, но искусство тем и прекрасно, что каждый может интерпретировать его по-своему. В моей голове проносятся облака, появляется бесконечное весеннее поле с цветами. Ветер колышет их. Маленькая рыжеволосая девочка сидит на траве. У ее ног – пес с длинными ушами, лижет ее руки. Девочка смеется и морщится. Рядом течет синяя речка, на берегу которой растет старый дуб. На дубе – веревочные качели. Совсем недавно на них катался синеглазый мальчишка со вздернутым носом, но вот только что он соскочил с них и подбежал к рыжеволосой девочке. Дети затевают игру. Я открываю глаза и понимаю, что могу, что способна полюбить непривычную для меня классическую музыку. Стоит приблизить ее, сделать эту музыку частью себя.

Тем временем концерт подходит к концу. Зрители горячо аплодируют. Артистки кланяются. Мне хочется побеседовать с героинями вечера, и я прошу их о небольшом интервью. Обе охотно соглашаются. Оказывается, что девушки в свое время вместе учились в музыкальном колледже в Сургуте. Именно тогда и сложился их дуэт. Позже, получив высшее музыкальное образование в разных городах, они встретились снова, чтобы радовать вместе зрителей. Скрипачка Вера Ковальчук рассказывает, что бывала раньше в Тирасполе и находит наш город приятным и спокойным. «Прекрасный человек и профессионал Григорий Алексеевич Мосейко пригласил меня участвовать в фестивале после того, как я сыграла концерт Шостаковича с приднестровским оркестром», – говорит Вера. На вопрос, как удается не играть на сцене, а жить, отвечает: «Прежде всего, это дань уважения самой музыке и композитору, а также мое личное отношение к этому искусству – исполнитель должен быть участным, иначе музыки не получится». Меня давно беспокоит вопрос, как можно привить любовь ребёнку к классической музыке. Задаю его артисткам. Нужно дать возможность детям войти в мир музыки: водить на концерты и слушать дома записи, убеждены девушки. Музыка – это язык, и можно научиться его понимать. А впечатления от концерта в Тирасполе у дуэта очень приятные: «Мы ощутили себя услышанными, и это радость для исполнителя».

 

Татьяна Астахова-Синхани.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив