Тирасполь, перекресток улиц Ленина и 25 Октября. Прислонившись к зданию почты, паренек под гитару исполнял старые рок-хиты. Люди проходили мимо, не особенно вслушиваясь в слова. Но находились и такие, кто останавливался, что-то вспоминал, выхваченный (пускай всего на несколько мгновений) этим незатейливым, ни на что не претендующим искусством из потока повседневных мыслей и забот…
Дворец Республики. Концерт памяти Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», на который я, под влиянием неведомого маэстро, вполне мог бы не попасть. Слишком велико расстояние от песен под гитару просто так, вопреки всему и между прочим, до мероприятия, организованного государственной службой средств массовой информации при поддержке министерства внутренних дел, государственной службы по культуре и историческому наследию. Думаю, старые меломаны, воспитанные на заезженных виниловых пластинках и кустарно записанных аудиокассетах, проникшиеся таинством глубочайшего андеграунда в духе Егора Летова, меня поймут. А тут – рок-концерт при поддержке МВД. «Ничего себе, – подумал я. – Милиционер в рок-клубе?». И решил не ходить.
К счастью, на концерт меня направила редакция, что называется, «встречь Солнцу».
Расстояние от Земли до Солнца – 150000000 км. Скорость света – 300000 км/с. Таким образом, солнечный свет достигает нашей планеты за 500 секунд, или за 8 минут. Ну что ж, подумал я, может быть, какая-нибудь светоносная частичка творчества Цоя, минуя годы, и озарит мероприятие со столь обязывающим форматом. Не всё потеряно!
Надо сказать, что погода солнечному настроению отнюдь не благоприятствовала. И хотя на дворе была весна… «Над землей – мороз, что не тронь – все лед, лишь во сне моем поет капель. А снег идет стеной, а снег идет весь день, а за той стеной стоит апрель».
От коллег, в отличие от меня, настроенных менее скептически и пытавшихся заранее запастись билетами, я знал, что ещё накануне все билеты были проданы. Зал был полон. Вот уж никогда не думал, что среди должностных лиц и вполне респектабельных людей так много преданных поклонников Цоя. Слава Богу, подавляющее большинство пришло без галстуков.
Предваряя выступление артистов, слово взяла начальник государственной службы средств массовой информации Лидия Колодка. Лидия Вячеславовна как раз и постаралась с первых же минут создать непринужденную атмосферу, сказав, что каждый человек, какой бы пост он ни занимал, всё равно сохраняет в себе что-то от себя юного, мечтающего, беспечного, хотя бы на уровне воспоминаний. Виктор Цой, его музыка и воплощают в себе порыв к свободе, живой творческий импульс. Заметим, что импульс этот, выраженный по-детски ясно, образно («Небесный пастух пасет облака»), полон философской и лирической глубины, интуитивно-мистического восприятия мира («Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног, звездная пыль на сапогах…»).
И вот мы, вслед за Цоем, «встречь Солнцу» тронулись в путь: от песни к песне, от исполнителя к исполнителю. То, что происходило на сцене, чем дальше, тем больше убеждало меня, скептика, во мнении: по части предполагаемого «официоза», вялых попыток передачи формального сходства, песен «под Цоя» и прочее я сильно ошибался. То был высший пилотаж во всех отношениях. Потенциал исполнителей, среди которых были как профессиональные музыканты, так и мои коллеги, журналисты, не известные мне с этой стороны, просто зашкаливал. Всё было пропущено сквозь сердце, далеко не все трактовки напоминали оригинал (таков был замысел), но, самое удивительное, все они от этого только выигрывали.
Особенно запомнились группа «New city» с солисткой Марией Лукановской, исполнявшей на гуслях «Музыку волн», «Пачка сигарет» по версии «Либерти», «Спокойная ночь» Максима Варсана и «Желто-красные дни» Артема Мазура в составе группировки «Ланжерон». Артем выступил одновременно во всех своих ипостасях, представив, пожалуй, наиболее независимую от первоисточника, но художественно совершенную композицию. Ребята, большое спасибо всем вам!
Неожиданно «в контексте Цоя» прозвучал государственный симфонический оркестр, детский хор (с композицией «Апрель»), Приднестровский государственный хор, государственный ансамбль танца и народной музыки «Виорика» и даже оркестр МВД ПМР, категорически потребовавший «Перемен».
Зная позицию Григория Алексеевича Мосейко относительно рок-музыки, ума не приложу, кому удалось уговорить его отступить (пускай всего на несколько минут) от классики. Будем считать это данью уважения к Цою.
Приветливо улыбаясь друг другу, просветленные и, кажется, абсолютно счастливые, зрители выходили из Большого зала Дворца. Выходили под аккомпанемент не по-весеннему завывающего ветра, под хруст ломающихся обледеневших веток. Выходили, согретые светом звезды по имени Солнце.
И если её, звезды, за пеленой облаков не видно, это не значит, что её нет. Цой жив!
Николай ФЕЧ.
Фото: www.novostipmr.com