Первое, что мы видим в театре, когда поднимается занавес и начинается спектакль, это сцена с характерными декорациями, отображающими творческий замысел режиссёра, обогащающими и дополняющими его. От точности оформления её зависит целостное восприятие происходящего. Театральный художник – своеобразный архитектор, а также декоратор, изобретатель, создатель костюмов… Именно таким был Пироженко Леонид Андреевич, четверть века посвятивший себя служению Приднестровскому государственному театру драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой.
Он как художник-постановщик оформлял спектакли по произведениям классиков мировой литературы – от В. Шекспира, Лопе де Вега, А. Пушкина, А. Островского, Ф. Достоевского до советских авторов Ю. Бондарева, Е. Шварца, И. Друцэ. Каждая его работа – не только глубокое проникновение в замысел драматурга и режиссёра, но и чисто «пироженковский стилистический лаконизм». За свою творческую деятельность Леонид Пироженко оформил более 200 спектаклей, 50 из которых – в театре им. Н. Аронецкой.
Все грани таланта мастера, заслуженного деятеля искусств ПМР, первого председателя союза художников Приднестровья, раскрывает выставка «Вселенная Леонида Пироженко», экспонируемая в Приднестровском государственном художественном музее. Посвящена она 80-летию со дня его рождения. Дата поддержана 45-летием художественного музея, 25-летием союза художников ПМР и 40-летием Международного дня музеев.
Даже после ухода (Леонид Андреевич умер в декабре 2005 г.) художник продолжает жить в своих работах. В залах музея представлены его произведения живописи, графики и сценографии. Организатором выставки выступила супруга художника Светлана Васильевна Пироженко, которая бережно хранит наследие мастера. На открытии экспозиции она поблагодарила коллектив музея за организацию и подготовку экспозиции. «Моя заслуга в том, что я предоставила работы Леонида Пироженко. Хочу отметить, что он работал не для выставки. Это всё рабочие эскизы, которые представлялись на худсовет, принимались и исполнялись. Выставка – вечная любовь, которая не имеет границ», – сказала супруга художника. Вместе с ней на открытии выставки присутствовали также дочь художника Яна Леонидовна и внучка Святослава, которая мир изобразительного искусства постигает в художественной школе.
«Вспоминаю о нём как о человеке-гармонии, в котором сочетались все самые лучшие человеческие качества и профессионализм. Он искренне уважал коллег, свою семью. И это был самый правильный пример для всей команды, с которой он работал. На бумаге мог воплотить свои идеи, которые потом воплощались в сценические костюмы и оформление сцен, в бутафорию, работавшую на единый художественный замысел. Глубоко вникал в замысел драматурга и режиссёра. Он умел сплотить вокруг себя людей. И всегда ставил высокую планку – качество», – отметила начальник госслужбы по культуре Мария Кырмыз и поблагодарила Светлану Пироженко, во многом благодаря которой Леонид Андреевич состоялся как творческая личность.
Первый Президент Игорь Николаевич Смирнов заметил: «Не нужно знание языков, достаточно только взглянуть на работы и понять эпоху и мысли людей, которые на них запечатлены. Леонид Андреевич говорил, что нужно изучать действительную жизнь. В этой фразе весь его характер, он не жил грёзами. У него был большой заряд любви и оптимизма».
«Обычно художник находит себя в определённом стиле, в нём и работает. Здесь же каждый спектакль требует своей образности, своего неповторимого оформления. Мы эти работы уже давно видели, но каждый раз приходишь и убеждаешься, что Леонид Андреевич был индивидуален в оформлении каждого спектакля. Для этого нужно обладать огромными знаниями в области мировой культуры и литературы. На любом спектакле, когда открывается занавес, первые аплодисменты всегда достаются художнику», – подчеркнул председатель союза художников ПМР Сергей Панов.
После торжественной части гости и все посетители сумели ближе ознакомиться с работами художника Леонида Пироженко. Они подолгу задерживались у его картин, заслуживающих самого пристального внимания.
Надежда Пирогова.