6.3 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Малый Молокиш – село с русскими корнями

…А было так. Рано утром я просыпалась не от птичьих трелей, не от кукареканья молодых петухов, а от звонкого голоса звеньевой, которая пришла с наряда (колхозной планерки) и извещала об этом членов своего полеводческого звена с горы напротив: «Маруська, на кукурузу до Трех криниц (название поля. – Прим. автора)! Варуська, не опаздывай на машину! Ласавунька, до Трех криниц! Тафтунька, на курурузу!».

Голос звонкий, с горы на гору эхом отдается. А что имена диковинные, незнакомые, так это только кажется: Ласавунька (как и Лисавета) – это Елизавета, Варуська – это Варвара, а Тафтунька – это Антонина Филимонова. Как мать с детства ее шутливо называла, так и называли до старости…

Да и речь маломолокишцев для многих казалась непривычной, с ярко выраженным своеобразным диалектом, сродни той, которую мы слышали в фильме «Тихий Дон» Герасимова. Хотя предки жителей села родом были из Рязани. Сегодня на том дивном диалекте говорят разве что старожилы. Молодые его забыли. А жаль…

История села удивительна и необычна. Еще до отмены крепостного права, в 1853 году (по другим сведениям – в 1830 году) русский генерал Куликов, владевший несколькими сотнями душ крепостных крестьян в Рязанской губернии, обменял 20 семей крепостных крестьян на породистых охотничьих собак помещика из молдавского села Молокиш. Новоселов поселили в уютной долине, защищенной со всех сторон косогорами, в 10 километрах от поместья хозяина, где они к зиме основали свое селение. Дома строили в основном саманные, приземистые, с нахлобученными, как шапка, соломенными крышами: одна треть дома – стены, а две трети – крыша. В доме обязательно была русская печка, и жили в теплой половине дома всей семьей. Детей в семьях было много, и как они все размещались в комнате – непонятно. Но были маломолокишцы ( в округе их называли кацапами) крепкими, светловолосыми, а женщины крутобедрыми, веселыми и румяными – настоящие бабы рязанские!

Все умели делать русские бабы. Для домашнего обихода – пошива одежды, покрывал и домотканых дорожек – коноплю сажали (не путать с марихуаной!). Потом коноплю косили, вымачивали в запрудах-копанках, сушили, мяли, чесали, пряли, ткали на ткацких станках – и тому полотну сносу не было! Умели прясть, ткать, шить одежду, печь хлеб и строить дома – прижились рязанцы! Село назвали Молокишем, только Малым. И вот уже более 200 лет в наших краях существуют два Молокиша: молдавское село – Большой Молокиш, и русское село – Малый Молокиш. Так и появились на молдавской земле Сафоновы, Демидовы, Юдаевы…

За более чем двухвековую историю в селе произошло много разных событий. Малый Молокиш долгое время входил в состав знаменитого колхоза «Победа», и было то время славное! В селе было многолюдно, работали полевая и садово-огородная бригады. И была работа в радость – не надо врать, что колхозники были несчастными людьми. На поле, на открытой машине со скамейками-досками ехали с песнями, с работы – тоже с песнями. Причем пели одинаково хорошо как на русском, так и на украинском, и на молдавских языках. И звонче всех звучал голос мамы. Любимая мамина песня – «Молодой агроном»: «Выходил на поля молодой агроном…».  Услышишь песню издали – бегом домой, борщ на плиту разогревать ставить: все сельские девочки умели хорошо готовить.

Бабушка моя, Наталья Филипповна, умела еще и самогон гнать – лучший в селе. При этом сама бабушка – личность необыкновенно сильная – спиртное не употребляла. А как умела готовить зелье – с солодом, травками, плодами-ягодами, очень творчески к процессу подходила! Зачерпнет ложкой еще теплый самогон, подержит во рту – и выплюнет прямо на огонь. Как увидит вспышку от водки, заложит руки за спину – и ну танцевать вокруг самогонного казана! Радовалась, что продукт хороший получился…

В селе водка (не сочтите за агитацию!) – это же не просто алкоголь, а жидкая валюта: огород вспахать, дрова привезти и наколоть, что-то отремонтировать по дому – везде самогонкой рассчитывались. Традиция такая была: деньги брать было стыдно – свои, а самогонку – нет. А дед мой, Филипп Корнеевич, бабушкину водку уважал: после войны вернулся домой после тяжелого ранения – всю оставшуюся жизнь жил без одного легкого. А после ста граммов бабкиной самогонки он забывал о боли и о ранах.

Хоть жил народ в селе неплохо, дружно и по-доброму, а все ж многие задавались вопросом: откуда наши деды-прадеды родом, где живет родня наша давняя? Один из наших стариков, ветеранов войны, дотошный и мудрый дед Петруха Макеев поехал в начале шестидесятых прошлого века в Рязанскую область. Трудно сказать, как отыскал он ту заветную деревню (наверное, голос крови подсказал дорогу), но нашел дед и места, откуда привезли наших предков в Молдавию, и родню. Но что самое удивительное, из уст в уста через века дошла информация до нового поколения о родне, которую увезли давным-давно в Молдавию. Встретили старика, как родного. Возвращаясь, дед Петруха привез с Рязанщины узелок с землей, рассказал об увиденном и услышанном и наказал высыпать землю с родины предков на могилу, когда умрет…

Давно нет деда Петрухи Макеева, и сегодня мало кто в селе помнит о его путешествии, но это было!

Нельзя повернуть время вспять. Сегодня село, конечно, другое, и условия жизни здорово изменились. Земля, прежде дававшая работу сотням крестьян, сегодня находится в аренде у землепользователей. Кому-то из моих земляков повезло найти работу у арендатора. Но село живет своей жизнью – спокойной и размеренной. Как рассказала глава администрации села Евгения Яковлева, в селе проживает 362 жителя, большинство из которых – пенсионеры. Работают комплекс «школа-сад», почта, сберкасса, 2 магазина, клуб. В центре села открыт сквер, на котором установлен памятник в честь погибших на фронтах Великой Отечественной односельчан. Отремонтирован клуб, открылся зал бракосочетаний. В селе – две игровые площадки, оборудованные спортивными снарядами, качелями и горками. Благодаря помощи землепользователя, руководителя ООО «Палром» Клементия Мельника, весной нынешнего года в южной части села заработал спортивный комплекс с футбольным полем и волейбольной площадкой.

Потомки рязанских крестьян живут на земле в дружбе и согласии со всеми народами и национальностями, населяющими нашу республику. Многие переженились между собой, растят детей, которым выбирать папину или мамину национальность. Есть среди выходцев из нашего села и архитекторы, и военные командиры, и врачи, и поэты, и юристы, и руководители предприятий…

Мне, горожанке, до сих пор снится мой родной дом под раскидистым каштаном, печка, в которой потрескивают дрова, и мамина песня: «Хороша земля, мой край дорогой, люблю тебя всей русской душой!..».

Дина ЛИСТЮГИНА.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив