Мы все хотим верить в чудеса, потому любим фильмы о супергероях, сильных, смелых, неуязвимых, спасающих от катастрофы целый мир. Но герои эти – выдумка, художественный образ. А есть ли в реальной жизни те, кто спешит на помощь оказавшимся в беде, кто считает своим долгом спасать жизни людей?
В небольшом кабинете нас встретил заместитель главного врача по лечебной части ГУ «Республиканский центр скорой помощи» Анатолий Бугор. Наш визит пришелся на утреннее время, период планерки, когда дел невпроворот. Поминутно к нему заглядывают сотрудники с рабочими вопросами. Однако Анатолий Дмитриевич соглашается уделить нам немного времени, чтобы рассказать о своей работе.
На вопрос о выборе профессии рассказывает, что в детстве, как и большинство мальчишек, мечтал стать космонавтом. А после, повзрослев, понял, что изучение глубин человеческого мозга ничуть не уступает освоению межзвездного пространства. «Тем более, врач – тоже героическая профессия, к которой с детства я относился с благоговением, – с улыбкой замечает Анатолий Дмитриевич. – А в школе мне нравилась биология, что тоже подтолкнуло к выбору будущей специальности». Так молодой человек решил стать врачом. Студенческие будни лишь укрепили его стремление к знаниям. Когда угас юношеский максимализм, Анатолий понял, что главная задача врача – не столько познавать неведомое, сколько помогать людям здесь и сейчас. «Конечно, когда пришлось столкнуться с «профессиональной обыденностью» и романтический ореол исчез, я взглянул на выбранное дело с иной точки зрения, – вспоминает врач. – Однако понимание цели осталось неизменным – лечить людей. А на «скорой» есть реальная возможность помочь: ты используешь все свои знания, моментально принимаешь решение и, если все делаешь правильно, видишь, как боль человека сменяется облегчением. Большей благодарности и не придумать».
После университета была служба в армии, начальником медицинского пункта. Демобилизовавшись старшим лейтенантом медицинской службы, молодой врач отказался от терапевтической практики на участке в пользу экстремальной медицины. «Сказать по правде, изначально работа на «скорой» представлялась чем-то не слишком сложным, но уже спустя месяц пришлось признать, что у врача данного профиля должны быть обширнейшие познания в самых разных областях. Пришлось «зарыться» в книги, вспомнить все, что преподавалось в университете, узнать множество новых вещей, – признается наш герой. – Как вы понимаете, работа на «скорой помощи» в то время, да и сейчас, особой популярностью не пользуется. Конечно, образ такого врача, созданный в кино, изрядно романтизирован. Но сложнейшие условия, небольшая зарплата, отсутствие серьёзной материально-технической базы – все это, безусловно, снижает интерес молодых людей к работе на «скорой». Однако за последние годы всему персоналу учреждения удалось создать сплоченную команду, и мы делаем все, чтобы вернуть престиж профессии».
Номинация на премию «Человек года», как отмечает Анатолий Дмитриевич, была «как снег на голову» – он был обескуражен. Но сбор документов для премии подтолкнул к тому, чтобы проанализировать свою работу. Стал вспоминать все, что было проделано за это время. На базе республиканского центра выпущено тридцать врачей, готовых влиться в ряды сотрудников «скорой помощи». А ведь в 2008 году не было ни методической базы, ни учебных программ. Тогда никто и предположить не мог, что обучение станет системным. В настоящее время руководство работает над усилением наработанной методической базы. С подачи администрации на базе республиканского центра скорой помощи была открыта интернатура. После окончания университета молодой врач должен ее пройти, и только потом он сможет называться специалистом. С этого года в университете введен цикл «Скорая помощь». Здесь понимают, что одно дело – это теоретические знания, и совсем другое – умение применить их на практике, да еще и в экстремальной ситуации. Но вся эта работа – только начало. И, конечно, необходимы курсы повышения квалификации, нужна постоянная отработка определенных навыков, считает Анатолий Дмитриевич.
Основной принцип работы на «скорой помощи» – тактика. Она на догоспитальном этапе лечения играет самую важную роль. Можно ошибиться в диагнозе, потому что на месте у врача есть только несколько экспресс-анализаторов, но выбранная тактика зачастую определяет, улучшится состояние пациента или нет.
Стандартная, наверное, просьба рассказать о том, что Анатолий Дмитриевич считает своим самым большим достижением, возвращает его к рассуждениям о слаженной работе всего коллектива ГУ «Республиканский центр скорой помощи». Он постоянно подчеркивает, как это важно, когда каждый член команды заинтересован в общем успехе всего коллектива.
Мария Куличенко.