Этот эпитет насчёт проводимой уже 25-й год на берегах Днестра миротворческой операции звучал в тех или иных вариациях на прошедшей в Приднестровском госуниверситете им. Т.Г. Шевченко международной онлайн-конференции на тему «Миротворческая операция на Днестре: четверть века стабильности и безопасности».
Так, в приветствии, зачитанном на открытии форума старшим советником посольства РФ в Молдове Петром Уржумовым, посол по особым поручениям МИД России (представляет Москву в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию. – Прим.) Сергей Губарев подчеркнул: «Нарушая классические каноны организации подобных операций, миротворческая операция на Днестре, тем не менее, эффективно решает стоящие перед ней задачи по обеспечению мира и стабильности в регионе». Под нарушением «канонов» Сергей Губарев имел в виду уникальный формат миротворческой миссии на берегах Днестра – ни до, ни после её начала нигде на Земле к миротворчеству не привлекались воинские контингенты противоборствующих сторон. «Полагаю, что именно сегодня важно осмыслить и оценить события того времени. И главное, что действующий миротворческий формат носит безальтернативный характер. Это доказано самым бесстрастным судьей – временем, за которое мир на Днестре ни разу не был нарушен», – отмечает Президент Вадим Красносельский в приветствии к участникам форума.
Что же касается определения «Эталонная операция», то оно прозвучало из уст министра иностранных дел Приднестровья Виталия Игнатьева. «Есть доверие людей. Политикам что-то может не нравиться. Пользуясь теми или другими площадками, молдавские политики заявляют, что миротворческая операция изжила себя. А кто-то спрашивал у людей, как они относятся к миротворческой операции? Люди считают, что это их миротворцы», – подчеркнул при этом глава приднестровского внешнеполитического ведомства.
И это не голословные утверждения. Во время работы конференции были приведены данные проведённого по заказу МИД ПМР социологического опроса, в котором приняли участие 525 приднестровцев со всех городов и районов республики. Согласно ему против смены формата миротворческой операции выступают 98% жителей Приднестровья. Примечательно, что в 2006 году, по словам декана факультета общественных наук Приднестровского госуниверситета Елены Бобковой, подобную этой позицию, согласно проведённому тогда социсследованию, высказывало порядка 60% приднестровцев. Как эффективную миротворческую миссию охарактеризовали 92% (17% участников соцопроса затруднились с ответом) опрошенных, как надёжную – 85%, оптимальным состав участников считают 75% респондентов. Против вовлечения в миротворческую операцию военнослужащих США высказалось 95% участников исследования, НАТО – 93%, стран ЕС – 85%, ООН – 83%, ОБСЕ – 76%.
Кстати, насчёт ОБСЕ. Несмотря на то, что эта организация не является непосредственным участником миротворческой операции, тем не менее её представители постоянно присутствуют на заседаниях Объединённой контрольной комиссии и посещают прочие мероприятия, проводимые в рамках миссии по поддержанию мира на берегах Днестра.
Как отметил экс-министр иностранных дел Приднестровья, а ныне спецпредставитель Президента ПМР по вопросам взаимоотношений с Украиной Владимир Ястребчак, когда действующую в зоне молдо-приднестровского конфликта миротворческую операцию пытаются критиковать из-за отсутствия «интернационализации», стоит напоминать, что в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе кроме стран, имеющих непосредственное представительство в Совместных миротворческих силах (Россия, Молдова и Украина), входят ещё 54 государства мира.
По поводу «отсутствия» у операции международного мандата глава приднестровского МИДа Виталий Игнатьев напомнил, что в своё время на заседаниях ОКК присутствовали эксперты из ООН. «Они сделали заключение о том, что миротворческая операция соответствует международным стандартам».
Важной особенностью конференции было то, что в её работе приняли участие как нынешний сопредседатель Объединённой контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков, так и трое его предшественников – Владимир Рыляков (первый руководитель приднестровской делегации в ОКК), Владимир Боднар и Александр Порожан.
Так, нынешний глава приднестровской составляющей комиссии отметил, что только в прошлом году ОКК сумела снивелировать более 50 инцидентов в Зоне безопасности, каждая в отдельности из которых смогла бы, при определённых условиях, перерасти в крупномасштабный конфликт.
Вместе с тем, Олег Беляков подчеркнул, что Кишинёв с каждым разом
предпринимает всё новые и новые попытки слома существующих в зоне молдо-приднестровского конфликта механизмов миротворчества. Причём это касается не только кишинёвских верхов, но и молдавских представителей, непосредственно задействованных в руководстве операцией.
Одним из ощутимых ударов по миротворческой миссии на Днестре, по мнению Олега Белякова, является блокирование Молдовой проведения учений Совместных миротворческих сил. Ранее проверка боеготовности СМС (учения) проводилась дважды в год. Но последний раз, как отметил в интервью нашей газете командующий приднестровским миротворческим контингентом полковник Николай Никонов, учения проводились в апреле 2013 года. «Мой коллега от Молдовы утверждает, что их военный контингент приступает к миротворческой деятельности уже готовым. Но мой личный состав тоже готов. Смысл проверки боевой готовности не в том, что мы хотим что-то кому-то продемонстрировать, а в отработке взаимодействия между военнослужащими миротворческих контингентов», – отметил старший военный начальник СМС от Приднестровья. Здесь стоит напомнить, что в истории миротворческой операции был уже период, когда молдавская сторона бойкотировала все совместные мероприятия – от проведения учений до разводов при заступлении на посты. Примечательно, что синхронно то же самое со стороны Грузии происходило и в зоне грузино-осетинского конфликта. Там в 2008 году действия Тбилиси по слому миротворческой операции закончились «Пятидневной войной».
Как уже говорилось выше, это была онлайн-конференция. В её работе дистанционно приняли участие и российские эксперты. В частности, свою оценку продолжающейся на протяжении 25 лет миротворческой операции дал доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов, неоднократно бывавший как в нашей республике, так и в других конфликтных регионах. Кроме того, что он поддержал общее мнение участников конференции об уникальности и эффективности миротворческой миссии на Днестре, Маркедонов особо отметил, что она четверть века тому назад была спасительной и для самой Молдовы, которая переживала период внутренней нестабильности. То же самое, по словам российского учёного, касается и Грузии, достаточно быстро согласившейся на проведение при главенствующей роли России миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта.
«Сегодня очень многие говорят, в особенности в европейских странах, что Россия «это не сделала, не сделала то». Такой «двоечник» получается. Но в 1992 году почему-то к этому «двоечнику» прислушивались не только те стороны, которые рассматривались как пророссийские, – Приднестровье и Южная Осетия, но и Грузия с Молдовой очень ждали российской разработки миротворческих операций», – сказал Сергей Маркедонов.
Закончилась конференция принятием резолюции, в которой, в частности, было сказано, что «международное миротворчество может быть эффективным при условии учёта реальной ситуации в конфликте и уважения интересов вовлечённых в него сторон».
Также участники форума призвали руководство Молдовы и Украины «пересмотреть дискриминационную логику взаимодействия с Приднестровьем, прекратить реализацию мер давления, а также шагов, направленных на разбалансирование существующей миротворческой конструкции, принять меры по стабилизации площадки ОКК».
Александр Никитин.