3.7 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Приднестровскому ТАСС – 25

Сущность информационного агентства многолика. Это и «СМИ невидимого фронта», и самые оперативные среди всех медиа, и некие летописцы современного периода любой страны.

Новатором приднестровской журналистики стал в свое время коллектив ИА «Ольвия-пресс», появившегося 27 июля 1992 года. Хроникеры, репортеры, колумнисты… Многие из «пишущей братии» республики закалялись именно в «Ольвии», развивали элементы собственного неповторимого аналитического стиля, который чувствуется даже сквозь псевдонимы, столь любимые авторами. О первых годах работы официального приднестровского агентства нашей газете рассказал руководивший созданием, а затем работой «Ольвии-пресс» депутат ВС ПМР Андрей Сафонов.

– На заре государственности республика нуждалась в специализированном информационном ресурсе. Как основатель «Ольвии-пресс», что Вы можете вспомнить о первых годах работы информагентства?

– В то время государственное радио Приднестровья действительно делало очень многое для того, чтобы на всех континентах нас слышали. Однако специфика работы информагентства и радио разнится. Нам необходим был систематизированный и целенаправленный поток информации, который также шел бы по всему миру. В конце июня 1992 года я уже приступил к работе по созданию информагентства, и, поскольку тогда еще не было Интернета (сайт у «Ольвии-пресс» появился в 1998 году. – Прим. автора), использовался факс. Вот мы и начинали с одним красненьким компактным факсом и с постоянным обзвоном всех ведущих информагентств России, Украины, некоторых других стран, кстати, не забывали мы и Молдову. Факс на одном из этажей Верховного Совета не был загружен работой, а у нас он пахал, как Папа Карло. Поэтому можно сказать, что уже к середине июля поток информации был действительно большим, на нас начали ссылаться густо и часто и ОРТ, и другие российские ресурсы, и иностранные СМИ, а это уже показатель работы.

– В начале 1990-х люди даже не думали об Интернете, и работы у журналиста было куда больше. Насколько в «Ольвии-пресс» ценилась оперативность сбора новостей?

– У нас не было другого выхода, кроме как давать оперативную информацию, причем в течение рабочего дня и сверх него, и этот поток был непрерывный. Например, в 1992 году мы получали информацию, в том числе с линии фронта, из первых уст, быстро ее перепечатывали, а затем через факс «раскидывали» ее в другие информагентства, газеты, телеканалы и так далее. Конечно, это занимало куда больше времени, чем сейчас, когда это одним кликом мыши можно разослать своим подписчикам. Но в то время рабочий процесс шел до самого вечера, припоминаю случаи, когда приходилось работать и до глубокой ночи. В особенности это касалось ситуации, когда прилетели самолеты с российскими воинами-миротворцами и когда 21 июля 1992 года было подписано соглашение о мирном урегулировании конфликта. Тогда действительно очень маленький коллектив «Ольвии-пресс», буквально из трех человек, работал от рассвета до заката и от заката до рассвета.

Отмечу, что отношения между нами, газетчиками («Днестровской правдой», «Новым временем»), и радийщиками были очень хорошие. Всегда делились материалами, по принципу сообщающихся сосудов помогали друг другу, а мы давали материалы уже на внешнее информационное поле. Непрерывный новостной поток очень помог Приднестровью привлечь к себе внимание и, как мне теперь кажется, ускорил решение о развертывании миротворческой операции в ПМР.

Андрей Михайлович, с кем Вы начинали работать в информационном агентстве?

– Верной помощницей и настоящим специалистом была Елена Знагован, она же преподаватель немецкого языка. Большую помощь оказывала служба информации, анализа и политического прогноза ВС ПМР, руководителем которой тогда был Игорь Крисько. Поскольку у нас многие сферы деятельности пересекались, то очень часто мы садились вместе и думали, какие информационные и аналитические моменты лучше выделить.

– «Ольвия-пресс» стала хорошей школой для многих журналистов республики…

– Да, многие люди начинали именно в «Ольвии». В 1993 году пришла Светлана Антонова, которая сама некоторое время потом руководила агентством, а затем – пресс-службой нашего МИДа. Работали Юлия Крисько, Людмила Вакуленко. Все трудились изо всех сил, не щадя себя, без всяких благ и привилегий, ведь информационная машина должна была работать как часы. Во второй половине 1993 года мы уже крепко встали на ноги.

И те люди, которые пришли в ИА позже, унаследовали наши традиции и внесли немалый вклад в становление «Ольвии». Я бы назвал прежде всего Андрея Моспанова, который стал не просто пишущим журналистом, а еще и администратором. Преемственность налицо. Всех людей, кто работал в агентстве, я бы с удовольствием поблагодарил.

Правопреемником «Ольвии-пресс» стали «Новости Приднестровья».

– На мой взгляд, в названии информационного ресурса желателен элемент узнаваемости. Название мы подобрали летом 1992 года, и оно отнюдь не случайно. В свое время в Причерноморье был греческий город-колония под названием Ольвия (от древнегреч. «счастливая, богатая». – Прим. автора). Она не славилась какими-то огромными размерами или военным подвигами, но когда в один из дней завоеватели подошли к ее стенам, то в Ольвии было найдено поистине соломоново решение. Всем рабам дали не только свободу, но и гражданские права, поэтому если остальные города-колонии падали как спелый плод к ногам завоевателей, то Ольвия отразила все штурмы. В этом была прямая параллель с тем, что происходило в Приднестровской Молдавской Республике, когда после распада СССР националисты торжествовали на большей части территории бывшего Союза, а наша республика отстояла себя, государственность, честь и достоинство, стала дальше жить и развиваться.

– Какие информационные агентства других стран Вы можете выделить?

– Я стараюсь быть в курсе движения всех информационных потоков. Я поклонник того, как у нас изначально работал ТАСС. В России с начала 1990-х годов начали появляться информагентства, некоторые из них уже канули в вечность. У ТАСС как официального ресурса была своя специфика: в советские годы это была работа через так называемые литеры, когда давалась серия публикаций, носивших обязательный к распространению характер. По-другому быть не может, потому что государственное информагентство должно формировать общественное мнение, проводя политику своего государства.

Также пользуюсь ресурсом «Интерфакс». Из зарубежных СМИ мне все больше нравятся китайские ресурсы вроде газеты «Жэньминь жибао», ИА «Синьхуа». У них есть сайты на русском языке, и надо отметить, что мы недооцениваем то, что находится за пределами так называемого западного информационного пространства. Нам надо больше отслеживать эти ресурсы, потому что там все чаще проскакивают такие факты, которые в западных информагентствах стараются блокировать или как минимум оставлять их где-то на информационной обочине.

– Как решить проблемы современной журналистики Приднестровья, руководствуясь опытом «Ольвии-пресс»?

– Я думаю, что нужно усилить те моменты, которые присущи всякому информагентству: получение официальной и эксклюзивной информации и возвращение к практике рассылки этих материалов на внешние ресурсы. Надо помнить, что информагентство должно быть первым по качеству и количеству подаваемого материала из официальных структур. Если речь идет о телеинтервью высших руководителей, то ТВ выступит на первый план, но когда речь идет о каком-то экстренном заявлении, то роль информационного агентства в этом плане неоценима.

Андрей РАДЛОВСКИЙ.

Коллектив газеты «Приднестровье», в котором также трудятся немало «выходцев» из информагентства, присоединяется к поздравлениям и желает всем авторам, кто причастен к «Ольвии-пресс», легкого пера, свежего взгляда и сочных репортажей.

 


Ни дня без строчки!

Александр ИВАНИШКО, главный редактор ИА «Новости Приднестровья» (с 2014 года):

– «Новости Приднестровья» появились в 2012 году, спустя 20 лет работы «Ольвии-пресс». В редакции был коллектив профессионалов, и мы продолжили традиции «Ольвии», правда, можно сказать, собирали информагентство по крупицам. Современные реалии требовали изменений в структуре информагентства, сайте, подаче новостей о Приднестровье и мире. Сейчас в нашей редакции трудятся 14 человек – все они молодые и талантливые, креативные ребята. Могу сказать, что нас читают в 175 странах мира, а за 7 месяцев этого года наш сайт, по статистике, читают около 600 тысяч пользователей. Новостная лента предложена на русском и английском языках. Впереди читателей «Новостей Приднестровья» ждут новые рубрики, спецпроекты. Нас активно цитируют такие информагентства, как ТАСС, «Росбалт», «Sputnik
Молдова»,
Point.md и многие другие.

В перспективе планируем разработать более современное мобильное приложение, в далекой перспективе – рассчитываем, следуя традициям «Ольвии», заняться производством аналитических телепередач, видеорепортажей.

 Людмила ВАКУЛЕНКО, сотрудник агентства «Ольвия-пресс» (1993 — 2014 годы):

– Я начинала работу в информационном агентстве в 1993 году, и могу сказать, что после событий 1992 года «Ольвия-пресс» стала рупором приднестровской политики, прозвучавшим на весь мир. У единственного на тот момент информагентства республики была задача довести новости не только для внутреннего читателя, но и на внешние каналы.

Вспоминаю, как мы пользовались телетайпом еще в отсутствие Интернета… Также информагентство несло функцию аккредитации иностранных журналистов, а в СИБе Молдовы всех авторов редакции знали чуть ли не поименно – ведь мы были голосом народа!

С теплотой вспоминаю ту замечательную атмосферу товарищества, которая царила в «Ольвии». Мы были не просто соратниками, но и друзьями. И практически все, кто прошли школу «Ольвии-пресс», сейчас видные журналисты республиканских СМИ, некоторые работают на РЕН ТВ, НТВ, ТВЦ… Светлана Антонова, Инна Делева, Игорь Тепляков, Андрей Моспанов, Никандр Елагин… Всех имен не перечислить и все были профессионалами, с которыми мне посчастливилось работать.

 Андрей МОСПАНОВ, заместитель редактора (2007 год) и ведущий аналитик «Ольвии-пресс» (2000-2010 годы):

– Я пришел в «Ольвию-пресс» в августе 2000 года. Помню, как раз тогда в республике шла реформа органов власти, и комитет по информации и печати, куда входило агентство, был преобразован в министерство информации и телекоммуникаций. И в результате «Ольвия-пресс» стала не просто моим первым местом работы в журналистике, а целой жизнью длиной ровно в 10 лет. Жизнью, в которой была большая увлеченность, профессиональные победы, а также коллеги, остающиеся моими лучшими друзьями и сейчас.

Каждому из молодых коллег я желаю пережить такие эмоциональные, вдохновляющие моменты, которые мы переживали в «Ольвии».

Сегодня мы говорим об основателях агентства, но я хочу отметить тех, кто продолжил их дело и вложил еще больше своей души в «Ольвию». Это прежде всего Светлана Антонова, а также Валентина Рыкованова, Сергей Зайченко, Сергей Недельчик. Мы учились рядом с ними и у них. Самым большим достижением «Ольвии» считаю ту журналистскую, творческую школу, которая в ней была создана. Она дала людей, которые без помех могут работать и работают на уровне ведущих российских СМИ. Эта школа «Ольвии» остается в Приднестровье, на мой взгляд, непревзойденной.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив