Одним из основных вопросов повестки дня состоявшегося на прошлой неделе заседания Верховного Совета было рассмотрение поправок к Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
Забегая вперёд, представленный Президентом законопроект не набрал достаточного количества голосов. 14 депутатов поддержали его, 12 — высказались против. Для принятия проекта закона было необходимо 22 голоса.
Законодательной инициативой главы государства предусматривалось обязать коммерческие банки передавать в Центробанк информацию о переводах в офшорные зоны. На сегодняшний день, как отметила заместитель председателя Приднестровского республиканского банка Алёна Шульга, это делают не все кредитные организации. Как подчеркнул прокурор республики Александр Дели, с 2010 по 2012 год одним и тем же лицом из офшорной зоны в Приднестровье были обналичены средства на сумму свыше 254 миллионов долларов США.
Также действие уже имеющихся в законе норм предполагалось распространить на страховых брокеров, занимающихся скупкой золота организаций, финансовых агентов и выявленных бенефициарных владельцев — физлиц, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) являются учредителями (имеет 25 или более процентов в капитале) юридического лица либо имеют возможность контролировать его действия.
Обязательному контролю, согласно законопроекту, должны были подлежать средства, полученные некоммерческими организациями через иностранные банки, превышающие 5 тысяч 90 долларов (в России — 1898 долларов), а также средства, перечисленные на счета (или снятые со счетов) физлиц в размере более 48 тысяч долларов США, и беспроцентные (или с низкой процентной ставкой) займы на аналогичную сумму. Кроме того, планировалось проводить идентификацию клиентов, если банковская операция превышает сумму, эквивалентную 700 долларам. Как отметила Алёна Шульга, в России этот порог равняется 270 долларам.
За день до рассмотрения законопроекта в эфире Первого Приднестровского телеканала начальник контрольного управления Администрации Президента Анна Янчук отметила, что принятие законопроекта позволило бы ПРБ «обеспечивать тот контроль, который предусмотрен его компетенцией Законом «О Центробанке», более оперативно осуществлять этот мониторинг».
Стоит отметить, что появлению этих поправок к Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» предшествовал аудит приднестровской банковской системы российской компанией. По его итогам, с целью приведения приднестровского законодательства к общемировой практике, и в частности к российской нормативной базе, были сделаны соответствующие рекомендации. Они и легли в основу законопроекта.
Ещё в 2006 году Приднестровье взяло курс на гармонизацию своего законодательства с российским. Как отмечали на заседании Верховного Совета представители Президента, Правительства и Центробанка, принятие этого законопроекта позволило бы республике укрепить реноме своей банковской системы за рубежом. Но, как было сказано выше, законопроект не прошёл…
Иван Викторов.
P.S. |
Вчера, 24 июня, не состоялось заседание сессии Верховного Совета. Основная повестка дня, которая включала 27 законопроектов, была сформирована президиумом парламента 16 июня 2015 года, в дополнительной повестке было еще 3 законопроекта — они добавлены в повестку по решению последнего заседания Президиума ВС. Из-за отсутствия возможности собрать кворум руководством Верховного Совета было принято решение о переносе заседания.
Справочно. В соответствии со статьей 69 Конституции ПМР, Верховный Совет состоит из 43 депутатов. Эта статья, а также статья 39 Регламента Верховного Совета гласят, что для принятия решений сессией необходим кворум, который формируется из двух третей парламентариев, то есть на пленарном заседании необходимо присутствие 29 депутатов.
27 вопросов, которые должны были рассматриваться на сегодняшнем заседании сессии, останутся без внимания до тех пор, пока не удастся обеспечить кворум -достаточное количество депутатов для принятия законодательных решений.