6.8 C
Тирасполь
Четверг, 23 января, 2025

Популярное за неделю

Герои нашего времени

Пусть не покажется уважаемому читателю излишне гиперболизированным заглавие материла....

Детям здесь тепло и уютно

Энергетический кризис оставил холодный отпечаток на всех сферах жизни...

Всем нужен свет!

Основной задачей ГУП «ЕРЭС г. Бендеры», как и остальных...

Преодолевая кризис

Глава государства Вадим Красносельский 15 января провёл пресс-конференцию для...

«Хрустовая» – от слова «хворост»

Так уж вышло, что в Хрустовой я по долгу своей журналистской работы бываю чаще, чем где ещё либо в сельской местности. Только в этом году было три командировки. И каждый раз меня интересовало, а что всё-таки означает название села?

В последний свой приезд в Хрустовую я решил удовлетворить любопытство, пообщавшись с заведующей местным музеем Аллой Верлан. Оказалось, что слово «хруст» к названию села никакого отношения не имеет. Алла Николаевна как хранитель сельской истории поведала, что есть две версии происхождения топонима «Хрустовая». По обеим, причиной тому – окружающий рельеф местности. Есть сведения, что село первоначально называлось «Христовая». На это ссылаются сторонники той версии, что название родилось от пересечения в данном месте нескольких дорог, а затем уже оно трансформировалось в нынешнее. Но есть и версия, что село изначально звалось Хрустовая. Оно со всех сторон окружено высокими холмами, на склонах которых раньше жители собирали хворост, а вот он на польском языке как раз и зовётся «хрустом».

Сегодня Хрустовая – место, где сохранился единственный в Приднестровье колхоз «Путь Ленина». Если кто читал серию моих материалов о колхозной жизни, то должен знать, что это крепкое хозяйство, которое может быть примером для других хозяйств, причём не только нашей республики. «Путь Ленина» был образован в 1952 году из шести небольших колхозов – пяти хрустовских и одного, располагавшегося в соседнем селе Ротари. Первый же (имени Ленина) здесь появился в 1929 году. О нынешних достижениях «путьленинцев» повторяться не буду, но они действительно впечатляют. Вот и подумалось мне, когда Алла Николаевна рассказывала историю села, что всё-таки привлекало сюда представителей знатнейших польских шляхетских фамилий – плодородие земель или живописные окрестности? Кажется, и то, и другое. Абы что, например, князья Любомирские приобретать не стали бы.

Этот род польских магнатов до того, как он приобрёл в 1779 году Хрустовую, владел поместьями по всей Речи Посполитой и имел резиденции в Вене, Дрездене и Париже. Было дело, что Любомирские и на польский престол претендовали. Были и другие владельцы села из числа польской знати. В 1792 году по очередному разделу Польши будущая Подольская губерния вошла в состав Российской Империи, а вместе с ней и Хрустовая. В 1810 году Хрустовую приобретает Пётр Юшневский – брат декабриста Алексея Юшневского. С этим родом и связано развитие Хрустовой. В томе XV изданного в Варшаве в 1900 году «Słownike geograficznem Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich» (нашёл в Интернете) на 329-й странице указано, что на тот момент в селе имелось 398 домов, два учебных заведения, церковь, винокуренный завод, 5 мельниц и проживало 2774 жителя. По среднеевропейским меркам это и сегодня сродни небольшому городку. В той же Польше есть населённые пункты, имеющие статус города, и с населением, на сотню-другую недотягивающим и до двух тысяч.

С присоединением к России несколько меняется национальный состав хрустовчан. Будучи первоначально польско-украинским, население села достаточно быстро разбавляется русскими переселенцами с Урала и Дона, а также бежавшими от Османского ига молдаванами. Многонациональной Хрустовая остаётся и сегодня.

Не так давно село отметило храмовый праздник. С 1991 года он отмечается в Михайлов день. Именно 21 ноября 26 лет тому назад в Хрустовой повторно была освящена церковь. Та самая, на которую указывал вышеупомянутый варшавский «Географический словарь Королевства Польского и других славянских краёв». Почему вторично была освящена? А потому, что первый раз это произошло в 1852 году. Такое явление, как «долгострой», оказывается, было и в те времена. В 1839 году хрустовчане вознамерились построить у себя в селе православный храм. Вот только денег у крестьянской общины на её достройку не хватило. Выручил барин – сын Петра Юшневского Семён, пожертвовавший на богоугодное дело часть своего состояния.

Выражение «Партизанский край» у нас обычно ассоциируется с Белоруссией, Брянщиной или же украинским Полесьем. Но и в Советской Молдавии тоже были районы, где во время Великой Отечественной войны оккупантам приходилось несладко. Центром, откуда координировалась борьба в тылу врага в наших краях, как раз и была Хрустовая. В изданной в Кишинёве в 1974 году книге Дмитрия Елина «Партизаны Молдавии», например, сказано, что здесь первым в МССР был создан подпольный комитет партии, деятельность которого распространилась не только на весь Каменский район, но и на Рыбницкий, и даже на соседнюю Винницкую область. Руководителем подпольного райкома был довоенный председатель одного из пяти местных колхозов Яков Алексеевич Кучеров, впоследствии погибший в румынских застенках. Именно в доме, где он жил, в День Победы в 1985 году и был открыт в Хрустовой музей. Вещи, принадлежавшие семье Якова Кучерова, по словам заведующей музеем Аллы Верлан, собирали, что называется, всем миром. «Музей состоит из двух комнат. Одна из них – мемориальная. В ней собраны экспонаты, рассказывающие о каменском подполье в годы Великой Отечественной войны. Вторая комната представляет собой уголок сельского быта», – рассказала Алла Николаевна. Среди экспонатов последней есть гончарные изделия, которыми славились на всю округу местные мастера, и мебель, сплетённая из лозы. Это вообще была в своё время своего рода визитная карточка Хрустовой.

А ещё известно село своим фольклорным коллективом «Хрустовчанка». Причём эта известность распространяется не только на Приднестровье. «Были мы и в России, и на Украине, и в Южной Осетии. Собирались с гастролями в Абхазию, но не сложилось. Думаю, что когда-нибудь и там побываем», – рассказал его руководитель Сергей Урсул.

Создавался коллектив в 1986 году при личном участии тогдашнего руководителя Каменского района Александра Бута. Сегодня его имя носит украинская община Приднестровья. «Мы стремимся свой репертуар насытить музыкой разных народов, живущих у нас, хотя начинали как исключительно украинский коллектив. В своё время мы много поездили по Украине», – подчеркнул Сергей Урсул. До недавних пор гастроли «Хрустовчанки» по соседней стране были делом обычным. Приднестровский коллектив уже давно завоевал популярность не только в соседней Винницкой области, но и в украинской столице. «На Украине сейчас творится чёрт знает что. Обидно. Но мы всё равно налаживаем «стосунки», как говорят украинцы. У нас рядом Песчанский район Винницкой области, и мы часто бываем там. И обмениваемся концертами. Они приезжают к нам, несмотря ни на что. И мы ездим к ним, потому что люди хотят слышать нас. Думаем, что выберемся и за Винницу. Давненько мы в Киеве не были…» – с надеждой сказал руководитель ансамбля.

Хрустовая – село приграничное. Не так давно Украина решила отгородиться от Приднестровья противотанковым рвом. Во сколько «влетел» с этой авантюрой украинский бюджет, до сих пор подсчитывают в Киеве. Ров так до конца и не докопали, но на данном участке кордона работы были выполнены, чем тут же воспользовался председатель колхоза Михаил Пеньковский (кстати, недавно он был переизбран на очередной пятилетний срок), распорядившийся как раз возле самого рва посадить бахчевые – с одной стороны их надёжно от набегов любителей поживиться арбузами и дынями прикрывал бессмысленный в остальных отношениях ров…

Кирилл Нефёдов, Каменский район.

Новые статьи

«Электромаш»: работа в условиях энергокризиса

Прекращение поставок газа не могло не сказаться на работе...

Настрой хороший!

Сегодня предприятия республики, как и их работники, а также...

Донести позицию ПМР до мирового сообщества

Президент Вадим Красносельский 21 января общался с зарубежными дипломатами. Глава...

Жар в печи – тепло в душе

Как и многие жители частного сектора, мы сохранили печку,...

По зову сердца

Анне Ерёменко за восемьдесят. Так получилось, что на старости...

Архив