Наверное, многие из нас уже успели увидеть комфортабельный автобус с надписью «Тирасполь-Москва». Таким рейсом идет он каждую неделю. Это первый и единственный международный маршрут, который обслуживает столичный автоперевозчик ООО «Король».
Разговариваю с Владимиром Швыдким, он в своей работе – ас, водитель 1-го класса, и ему не случайно доверен этот рейс. Более 3 тысяч километров в обе стороны разделяют Тирасполь и Москву. Дорога непростая – пролегает через многие города и села Приднестровья до его севера, самой Каменки, ну а дальше – через Винницкую, Киевскую, Черниговскую области, потом пересекает так называемую таможню «Три сестры» (Украина, Белоруссия, РФ) и переходит в Россию. Там уже Брянская, Калужская области, Подмосковье… И, наконец, конечный пункт – Москва. Здесь, на автовокзале «Щелково», автобус занимает отведенное ему место, и снующие по платформам люди никак не обойдут своим взглядом надпись «Тирасполь».
«Не скрою, приятно работать на таком маршруте, – говорит Владимир Александрович, – как-никак город и республику представляю, в каком-то роде я их полпред. Во всем должен быть порядок, ведь перевожу не только наших приднестровцев, по дороге подсаживаются жители из Украины, Белоруссии, России. А все мы люди разные, к каждому свой подход нужен. Вот и стараюсь. И не я один. С напарником Романом Скиценко какой уже год вместе баранку кручу».
Время предновогоднее, и мне, естественно, хочется узнать, с каким настроением отправляется экипаж в очередной рейс. Забегая вперед, интересуюсь, где будет автобус 31 декабря в 24.00, и как отметят праздник его водители и пассажиры. Швыдкий со Скиценко улыбаются и, не перебивая друг друга, а только добавляя, рассказывают: «30 числа в 24.00, ровно за сутки, должны быть где-то под Черниговом. Ночь быстро пробежит, и километры дороги тоже. По расписанию, где-то около часа, должны будем проходить российскую границу и таможню. Но раз на раз не приходится. Бывает, что с графика сбиваемся по причинам, не зависящим от нас. В Брянск, как правило, прибываем на рассвете. А за ним уже пойдут деревеньки, города. К тому времени до Нового года останется полдня, и это чувствуется с каждым часом. На пригородных автостанциях, бывает, и в наш просятся автобус. Если есть свободные места, стараемся не отказывать. Это нам спешить некуда, нужно придерживаться расписания, а люди торопятся кто куда, но, в итоге, – к новогодней елке, к праздничному столу. Весь день до приезда в Москву только и можно слышать от входящих в автобус и выходящих из него пассажиров привычное «С наступающим!». После обеда, ближе к вечеру, прибываем в Москву. Предновогодняя суета нарастает, и мы, выйдя в город, ощущаем ее все сильнее и сильнее. В эту суматоху не хочется попадать, но не получается. Завтра домой, а от нас ждут подарков. Вот и пробежишься по магазинам, хоть краешек Москвы, но увидишь. А Новый год обычно встречаем в гостинице, что на автовокзале. За телевизором и скромным столом, которые могут себе устроить командированные мужчины. О шампанском, другом спиртном и речи не может быть, ведь завтра в обратный путь. До отъезда и машину нужно осмотреть, и утрясти все с дорожными документами. Как только пробьют куранты, и мы друг другу пожмем руки, сразу звоним в Тирасполь, поздравляем родных. Дома беспокоятся, ждут звонка».
Слушаю собеседников, а сам пытаюсь представить ту новогоднюю атмосферу, в которой они оказываются в эти три дня своей очередной поездки – 30, 31 декабря и 1 января. И тут же прошу рассказать о каком-нибудь интересном и запоминающемся случае, внушая себе, что он обязательно должен быть. И он, конечно же, находится, этот самый случай. Приведу один. Перед Брянском стало понятно, что пассажир, пожилой мужчина, терпеть больше не может – таблетки от сердца не помогают, ему требуется конкретная медицинская помощь. Впереди российская граница, на которую надо прибыть вовремя, а тут такой случай. Экипаж принимает решение свернуть с привычного маршрута и довезти больного в больницу в ближайшем городе. Это был райцентр Клинцы. А потом еще позвонили сыну мужчины в Москву, предупредив его о случившемся. Да и сами то и дело напоминали о себе врачам, интересуясь здоровьем пассажира. Благо, все закончилось хорошо, и через неделю больной возвращался знакомым автобусом домой.
А вот еще история. По дороге на Украине, за Киевом, незнакомец в наряде Деда Мороза остановил автобус и слезно просил помочь завести его машину, которая сломалась, – через час он должен был выступать перед ребятами в каком-то интернате. Двигатель завести не удалось, оказалось, бензин закончился, а на буксир взяли и до самого клуба дотащили. Правда, от трассы километров на десять отошли в сторону, но об этом попросили сами пассажиры.
Интересно слушать истории о случайных людях, с которыми наши водители встречаются однажды, и которые остаются в их памяти на всю жизнь. Не думаю, что среди нас найдется такой человек, который работу Швыдкого и Скиценко представляет прогулочной. Просто они опытные водители и бывалые мужчины, не умеют и не хотят возводить в квадрат возникающие вдруг в своей работе трудности. Они рассказывают о ней как об обычном деле, которое хорошо знают и любят.
…Предновогодние праздничные дни. По зимним дорогам нашего Приднестровья, а дальше Украины и России мчит автобус рейсом Тирасполь – Москва. За его рулем – наши земляки Владимир Швыдкий и Роман Скиценко. Они улыбаются нам и машут рукой, а мы желаем им счастливого пути. И с наступающим Новым годом поздравляем друг друга.
Александр Атлант.